На что бы Зенит махнуть?


С чего всё началось: А началось всё с того, что получив долгожданный отпуск, отправился я в красивейшие места Российские, взяв с собой свой любимый Зенит-12СД, набор оптики и упаковку фотоплёнки. Не смотря на август, погоды стояли прекрасные, и ни что не мешало вволю фотографировать. Отдохнувший, повеселевший, с яркими  впечатлениями и положительными эмоциями возвращался я в Москву. А вот теперь угадайте, какое у меня было настроение, когда отпечатав фотографии я увидел, что половина из них - брак? И виной тому - мой любимый Зенит, (точнее - его затвор) который служил мне верой и правдой восемь лет. Пошёл по мастерским, но там мне называли такую цену за ремонт, что выгоднее получалось новый аппарат купить. Что я и сделал. Купил абсолютно такой же аппарат. Именно абсолютно, т.к. тот же дефект проявился у нового аппарата на третий месяц работы. Вот и встала передо мной задача...

Задача: Подбор недорогой механической камеры (тушки) с ручным управлением с возможностью применения на ней Зенитовской оптики. Почему механической? Не знаю сам. Просто нравится мне самому контролировать процесс съёмки. Нравится, когда техника в моих руках слушается меня, а не живёт своей жизнью. Конечно, многие фотографы приведут аргумент, что оперирование таким аппаратом отвлекает от самого предмета съёмки. И, наверное, они правы. Но для меня, фотолюбителя, гораздо интереснее вести процесс съёмки самому. Хотя, конечно, определение "механической" чисто условное.

Примечание: Материалл, изложенный ниже, всего лишь личное мнение автора.

Уважаемые дамы и господа! Судя по Вашим откликам на сею статью, решение данной задачи мучает не меня одного. В связи с этим открыта страничка Ваших дополнений, на которой планируется разместить Ваши варианты решения этой нелёгкой задачи. Приглашаю всех желающих принять участие.

В тесте принимали участие как новые камеры, так и second (third) hand.


Модель
Затвор
Выдержки
Синхронизация
Поле видоискателя
Экспонометр
ISO, шаг
Зенит 12СД
механический, шторный
1/30 - 1/500, В
X 1/30, HS, PC
62%
два светодиода
25 - 400, 1/2
Yashica FX-3 Super 2000
механический, ламельный
1 - 1/2000, В
X 1/125, HS
92%
три светодиода
25 - 3200, 1/3
Ricoh KR-5III
механический, ламельный
1 - 1/2000, В
X 1/125, HS, PC
93%
три светодиода
25 - 3200, 1/3
Praktica LTL
механический, ламельный
1 - 1/1000, В
X 1/125; F 1/30, HS
92%
стрелочный
12 - 1600, 1/3
Yashica FR
электронно- механический, шторный
1 - 1/1000, В
X 1/60, HS, PC
92%
два светодиода
12 - 3200, 1/3
Asahi Pentax SP
механический, шторный
1 - 1/1000, В
X F 1/60, PC
93%
стрелочный
20 - 1600, 1/3
Asahi Pentax ESII
электронно- механический, шторный
8 - 1/1000, 
1/60 - 1/1000,В
X F 1/60, PC, HS
93%
стрелочный
20 - 3200, 1/3
Pentax K1000
механический, шторный
1 - 1/1000, В
X 1/60, PC, HS
93%
стрелочный
32 - 3200, 1/3
Ricoh XR-7 / XR-S
электронный, ламельный
16 - 1/1000, В
X 1/125, PC, HS
93%
жидкокристал-
лический дисплей
32 - 3200, 1/3
Asahi Pentax MX
механический, шторный
1 - 1/1000, В
X 1/60, HS, PC
95%
пять светодиодов
25 - 1600, 1/3
Asahi Pentax K2
 электронноый, ламельный
8 - 1/1000, В
X 1/125, PC, HS
93%
стрелочный
8 - 6400, 1/3
Vivitar V3800N
механический, ламельный
1 - 1/2000, В
X 1/125, HS, PC
92%
три светодиода
25 - 3200, 1/3
Ricoh KR-5 SuperII
механический, ламельный
1 - 1/2000, В
X 1/125, HS
93%
три светодиода
25 - 1600, 1/3
Чем всё закончилось.


Зенит-12СД
Достоинства: Недостатки:


Новые камеры:
Yashica FX3 Super 2000 (140 у.е.)
Достоинства:

Недостатки:
В начало

Ricoh KR-5III (128 у.е.)
Достоинства:

Недостатки: А вот тут я попытался сравнить эти два аппарата.
 
В начало

Vivitar V3800S (150 у.е.за комплект)

Статья Игоря Анатольевича Бажана "Последний из Могикан?" в газете ФотоКурьер о фотоаппаратах Vivitar.

Достоинства:

Недостатки: Открываю коробочку с новеньким аппаратом. Прежде всего, радует стандартная комплектация. В коробочке, помимо самого аппарата с объективом и батареек, находится обрезиненный наглазник на окуляр видоискателя, виниловый чехол, хороший широкий фирменный ремень, резиновая складная бленда и делитель кадра для мультиэкспозиции. За дополнительную, совсем невысокую плату можно приобрести комплект, состоящий из всего вышеперечисленного, плюс автоматическая вспышка Vivitar 3200A и фирменный, очень качественный кофр Vivitar Case 4000, компактный, но легко вмещающий в себя все причиндалы, да ещё остаётся место, например для сменного объектива.
    И так, рассматриваем сам аппарат. Корпус, байонет и задняя крышка выполнены из металла. Корпус и задняя крышка обклеены резиновыми накладками с очень удобными выступами для пальцев правой руки. А вот внешние части, такие как верхний и нижний щиток и головка выдержек сделаны из пластмассы. Пластмасса покрыта серой краской. Все надписи, в том числе и на головке выдержек, не выдавленные-рельефные, а нанесены поверх белой краской, что, помимо аляпистого вида, не внушает доверия на долговечность. Головка выдержек имеет малую высоту, что неудобно. Окошко чуствительности плёнки на головке выдержек ничем не закрыто, и пыль и грязь запросто могут набиваться внутрь. Ну, да ладно! На качество снимка это не влияет:)
    Открываем заднюю крышку - внутри аппарата всё на уровне, что радует. Хорошее чернение и проклейка, полированные рельсы и прижимной столик. Приёмная катушка и мерный валик выполнены точно и аккуратно.
    Смотрим в видоискатель - вот тут, пожалуй, основной минус аппарата. Видоискатель темноват, матирование экрана довольно грубое, заметен какой-то переход между кольцом микрорастра и матовой поверхностью, между клином и микрорастром чёрная каёмка... И это на новом аппарате. Ну, что делать: изготовление качественных фокусировочных экранов - дело не простое и дорогое, и тут производитель явно сэкономил. Фокусироваться с зум-объективами, имеющими светосилу 4 и меньше не удобно.
    Фотоаппарат имеет ламельный затвор, отрабатывающим выдержки от 1 секунды, до 1/2000. Вибрация от срабатывания затвора и механизма подъёма зеркала есть, но не не высока, вполне нормальна для камеры такого уровня.
    Экспонометрия типовая - три светодиода в видоискателе. Экспонометр работает дстаточно точно. Включение происходит при полунажатии кнопки спуска. С левой стороны основания байонета есть отдельная кнопка включения экспонометра, которая приносит дополнительное удобство, как например: пальцем левой руки включаешь экспозамер, а правой рукой подбираешь выдержку к предварительно установленной диафрагме.
    Привод репетитора диафрагмы расположен не очень удобно, слева снизу основания байонета, однако это неудобство, скорее сила привычки. Но само наличие возможности просмотра глубины резкости очень к стати.
    Для получения мультиэкспозиции необходимо взвести затвор удерживая нажатой специальную кнопочку. Мультиэкспозиция - вещь, которая нужна не каждый день. Однако, кнопка включения мультиэкспозиции находится на самом видном месте и, при взводе затвора её немудрено случайно нажать, особенно в не очень комфортных условиях съёмки, что у меня и получалось пару раз. Сама по себе функция не лишняя, но вот кнопка включения расположена не очень удачно.
 

Камеры БУ:
Praktica LTL (60 у.е.)
Достоинства:

Недостатки: Вот она, мечта фотолюбителя советских времён (очень хорошо помню ценник 500 р. у Практики и рядышком от 98р. до 220р. за Зениты). Камера-долгожитель. В разных ипостасях-модификациях и с разными названиями выпускалась почти 30 лет. К стати, абсолютная калька Практики выпускалась в Японии под маркой Porst Reflex, а в ГДР на базе Практики выпускался Pentacon RevueFlex, отличный от оригинала только формой пентапризмы, и Revue ML. Камера сделана с настоящим немецким качеством и добротностью. Это ощущается сразу, как только берёшь её в руки. Первое, на что сразу обращаешь внимание - нетрадиционное расположение кнопки спуска затвора и кнопки репетитора-замера. С непривычки, в трёх кнопках запутаться - запросто. После Зенита к такой "распальцовке" приходится привыкать. Но через некоторое время, руки как-то сами камеру "нашли", и вот тогда я оценил удобство такой схемы (Вот она, наука-эргономика! А то, приливы да наплывы...). Указательный палец правой руки свободно поворачивает диск выдержек, средний лежит на кнопке замера и свободно переходит от неё на кнопку спуска. Большой палец - точно под курком взвода. И всё это - не отрывая глаза от видоискателя. Класс! И ещё, кнопка спуска затвора надёжно спрятана от случайного нажатия. Стрелочка в видоискателе подсказывает, что затвор не взведён, а при взводе она прячется и не мешает. Хотя сам видоискатель темноват. При плохой освещённости наводить на резкость трудновато. За то, в отличии от Зенита, видоискатель Практики охватывает 92% поля кадра. Диапазон выдержек типовой для камер того периода: от 1сек до 1/1000, плюс "В". Для синхронизации с импульсной вспышкой есть отдельно выделенная выдержка, хотя вспышкой можно пользоваться с выдержками 1/125сек и длиннее. Диапазон ввода чувствительности не так широк, как у более современных камер, но вполне достаточен для любительских целей. Диск ввода чувствительности совмещён с диском выдержек, что очень удобно. Камера не имеет какого либо расширенного функционала, не перегружена кнопочками и фенечками, проста и понятна даже начинающему фотолюбителю, но отрыв от механического Зенита очевиден. Из болячек камеры - неточная работа экспонометра. Причём, судя по опыту бывалых, эта болезнь хроническая. Экспонометр очень "ленив", инерционен, а на выдержках 1/30 и длиннее откровенно врёт и негативы получаются недоэкспонированные. Так, что при съёмке в условиях низкой освещённости приходится делать поправку. Думаю, что это из за старения светочувствительного элемента. Камера-то всётаки не новая. В мастерской мне сказали, что экспонометр вылечат запросто. К стати, мнение мастеровых - камера очень легка в ремонте.
 
В начало

Yashica FR (100 у.е.)
Достоинства:

Недостатки: Внешне очень симпатичная камера внушает уважение своим весом. Прочный металлический корпус "противотанкового типа" выполнен очень аккуратно и изящно.
Органы управления расположены очень удобно. Нажимать кнопку замера и поворачивать диск выдержек можно не отрывая глаз от видоискателя. Большой палец на кнопке замера под курком взвода, указательный - на накатке головки выдержек. Причём, кнопку экспонометра можно зафиксировать в положении замера курком взвода, а установленную выдержку видно по стрелочному индикатору в видоискателе, расположенном рядом со светодиодами экспонометра, с правой стороны. Головка выдержек поворачивается легко и не требует усилий, тем не менее, имеет чёткую фиксацию, соответствующую каждой выдержке. Лёгкий и чёткий ход курка взвода. Кнопка спуска затвора расположена соосно с курком, над ним. Кнопка большая, с мягким ходом, но рабочий момент срабатывания затвора чувствуется очень отчётливо.
Затвор работает очень мягко, с тихим, сказал бы даже "нежным" звуком - явное приемущество электронного управления перед чистой механикой. Но есть и обратная сторона этой медали - затвор не работает без батарейки, механических выдержек у этой камеры нет. Батарейка "села" - аппарат в "камотозном" состоянии. Батарейку такую ещё придётся поискать, да и стоит она не дёшево. Но с помощью скотча и маленькой латунной втулочки можно использовать четыре 357 часовые батарейки. У меня она так и работает, да ещё четыре запасные в кофре. Для контроля питания на верхнем щитке слева есть кнопочка и светодиодик. Ещё одна особенность электронного управления затвором: ни в коем случае не использовать отечественные сетевые вспышки (да и некоторые батарейные), и дешёвые импортные, т.к. высокое напряжение на контактах вспышки (а у отечественных вспышек оно от 200 до 300 вольт!) может насмерть убить электронику затвора.
Видиоскатель достаточно светлый и имеет диагональные клинья, что очень удобно при фокусировке.
А вот экспонометр не очень удобен. Он имеет два светодиода - передержки и недодержки. Расположены они очень далеко друг от друга, один в правом верхнем углу видоискателя, а другой в правом нижнем. При правильной экспозиции оба светодиода гаснут, что иногда просто сбивает с толку, а при изменении экспозиции не загораются в диапазоне около +/- 1 ступени.
 
В начало

Asahi Pentax SP (75 у.е.) Asahi Pentax SPII
Знаменитая модель - первый в мире зеркальный фотоаппарат с TTL-экспонометром точечного (но делает усредненный замер по всему полю) типа и полностью автоматическим механизмом диафрагмы. Эта модель, благодаря ошеломляющему успеху в мире, стала чем-то вроде стандарта для дальнейшего развития фототехники. Второе название - Honeywell Spotmatic. Легендарная камера, которой продолжают работать ценители матерчатых штор и вечной механики.
Asahi Pentax SPII отличается от Asahi Pentax SP наличием "горячего башмака" и более широкой чувствительностью экспонометрии.
Достоинства:

Недостатки: Приятный металлический корпус, очень удобный и "лёгкий" курок взвода. Между курком и спусковой кнопкой расположен индикатор состояния затвора. Головка выдержек исполнена и расположена так, что поворачивать её, не отрывая взгляд от видоискателя легко и удобно. Метка установленной выдержки выполнена в виде окошка-стрелки, которое становится красным при выходе экспонометра из диапазона замера. Но вот кнопка замера расположена слева на приливе крепления объектива, что не удобно. Обычно камеру прочно держу левой рукой, а правой оперирую. А с этим аппаратом, учитывая его немалый вес, приходиться перехватываться. Кроме того, кнопка требует приложения усилия - очень жёсткий ход. Кнопка фиксируется, и сбрасывается автоматически при срабатывании затвора или вручную, опять же с усилием. В зафиксированном положении про неё можно забыть, и тогда экспонометр будет добросовестно разряжать батарейку.
Не смотря на знаменитость и популярность, годы своё берут. И в настоящее время, полноценно снимать камерой, не имеющей башмака (ни "холодного, ни "горячего") для крепления фотовспышки ("горячий башмак" есть у более поздней модели - SPII ) и имеющей экспонометр, показывающий что-то приблизительное, довольно затруднительно. Но это только на первый взгляд. И, уважая возраст аппарата, буду к нему снисходителен в требованиях. Тем более, что проблемы удалось устранить. Башмак без центрального контакта подошёл от Mamiya/Sekor. Он устанавливается на окуляр в пазы для диоптрийной насадки. А доработав отечественную головку ГЛВ, приделав к ней заглушку и кабель, получилась неплохая конструкция с "горячим" башмаком. С питанием экспонометра - тоже проблема. Дело в том, что аппарат расчитан на работу с элементом PX400, который уже не выпускается, и у которого, в отличии от современных элементов, "минус" на чашке таблетки, а "плюс" на "кнопке". У современных батареек - наоборот. Нашёл два варианта решения этой проблемы.
Вариант первый: использовать часовую батарейку 392 (SR41). Чаще всего батарейки продаются в пластиковых "чашечках", заклеенных бумагой. Так вот, необходимо купить 392 элемент именно в такой упаковке, отрезать "чашечку", сделать в ней отверстие, надеть "чашечку" на контакт в гнезде для батарейки, установить батарейку в "чашечку" минусом ("кнопкой") вверх и закрыть гнездо крышкой. Если всё сделано аккуратно - проблема решена.
Вариант второй: поменять полярность включения головки экспонометра. Для этого необходимо снять верхний щиток аппарата, (для чего пришлось изготовить два специальных ключа: для винта головки выдержек и для круглой гайки основания счётчика кадров. Винт лимба счётчика имеет левостороннюю резьбу!) и поменять местами (перепаять) на плате экспонометра красный и чёрный провода, идущие от головки. До перепайки проделал экспонометром серию измерений, после - повторил. Результаты совпали полностью. Теперь можно использовать батарейки 391 (SR55) или 389 (SR54).

С SPII проблема элемента питания не стаит так остро, т.к. у этого аппарата пластмассовая чашечка уже есть, в неё и вставляется элемент питания. Только необходимо подобрать батарейку по толщине. Иначе можно раздавить чашечку при заворачивании крышки батарейного отсека.

К стати, на фото виден подстроечный резистор, с помощью которого можно провести юстировку экспонометра (только неметаллической отвёрткой!). Разбирать аппарат для этого не надо. Под "склерозником" находиться отверстие именно для этой цели. Нужно только снять головку рулетки и сам "склерозник".
Работа экспонометра меня удивила. Замер усреднённый, но приоритет не по центру кадра, как обычно, а правее-выше и левее-выше центра кадра. Отсюда и странные показания. Но это свойство можно обратить в "плюс"! Ведь при компановке кадра именно в этих областях и располагают основной объект съёмки! Заглянув внутрь аппарата, "хитрая" работа экспонометра стала понятной. Дело оказалось в том, что фотоэлементов два, и расположены они сзади пентапризмы справа и слева от окуляра видоискателя, чуть выше его горизонтальной оси.
Работа шторного затвора очень мягкая. А на выдержках 1/30 и длиннее, после отработки кадра, слышится характерный спотматиковский звук работы шторного тормоза. Но при покупке этого аппарата стоит обратить внимание на работу затвора на 1/1000. Дело в том, что "вечность" для механики - понятие относительное. Смазка густеет, пружины слабеют, трущиеся части изнашиваются. Все три Спотматика, которые я видел (один - мой, два - у знакомых), прошли через мастерскую именно из за выдержки 1/1000.
 
 

 В начало

Pentax K1000 (140-170 у.е.)
    Эволюционное развитие знаменитого Спотматика. Унаследовав все положительные стороны от свего предка, камера, к тому же стала удобна и проста! Ей просто фотографируешь не задумываясь ни о чём. Не буду распинаться о достоинствах этой камеры. Она просто великолепна! Единственный минус - это отсутствие просмотра глубины резкости. Но в отношении к плюсам, этот недостаток можно пережить.
У камеры есть одна неявная функция, догадаться о которой не имея инструкции непросто. Это - контроль элемента питания. Для того, чтобы проверить батарейку, следует установить чувствительность плёнки 100 ед. ISO и выдержку "В". Если стрелка экспонометра в крайнем верхнем положении (к "+") - батарейка пригодна для работы. Если нет - её следует заменить.
За 22 года выпуска Pentax K1000 стал самой распространённой камерой среди механических Пентаксов. Было три серии выпуска в разных странах:
1 серия: 1975 - 1978гг., Япония. Отличить аппарат этой серии можно по логотипу Asahi Co. на передней поверхности щитка над призмой, по надписи ASAHI OPT. Co., Japan под курком взвода со стороны фотографа, по серийному номеру на верхнем щитке и по наличию "склерозника" под рулеткой обратной перемотки (последнее, похоже, только у ранних моделей. Позже он был заменён на обычную чёрную шайбу).
2 серия: 1978 - 1990гг., Гонконг. (Рис. 1) От первой серии аппараты отличались отсутствием слова Japan в надписи под курком (поз.1 на рис.1) и серийным номером, "переехавшим" на нижний щиток (поз.2 на рис.1). Очень часто аппараты этой серии выпуска продают как японские. Мне показалось, что у этих аппаратов видоискатель лучше, чем у японских. Он менее зернистый и светлее.
3 серия: 1990 - 1997гг., Китай. (Рис. 2) От первых двух выпусков отличаются пластмассовыми (металлизированными) верхним и нижним щитками. На верхнем щитке отсутствует логотип Asahi над призмой (поз.2, рис.2), отсутствует надпись под курком (поз.5, рис.2), под рулеткой серебристый прилив (поз.3, рис.2). На нижнем щитке номер аппарата вклеен на чёрной пластиночке в углубление около кнопки обратной перемотки (поз.4, рис.2). Рядом с номером вклейка "Assembled in China" либо "Made in China", которая на б/у аппаратах, как правило, отсутствует. Головка выдержек пластмассовая с неким подобием накатки (поз.1, рис.2) из за чего вращать её менее удобно. Выпускались аппараты с двумя типами фокусировочных экранов - с микрорастром, как в более ранних сериях, и с горизонтальным клином.
 

В начало

Asahi Pentax MX (250 у.е.)
    Очень много слышал лестного об этом аппарате. Но слышал и такое мнение:- "Это жалкая пародия на Olympus OM1". Не буду судить, кто прав, но внешне очень изящный корпус камеры, в руках оказался мелок, лёгок и неухватист. При установке на аппарат зума или телевика Pentax-М, центр тяжести системы "уходит" из рук, и фотографировать уже не удобно, не смотря на то, что серия объективов Pentax-М была специально разработана для аппаратов MX и ME. Головка выдержек по высоте меньше, чем у аппаратов серии К и поворачивать её одним пальцем невозможно. Неудобно её поворачивать и двумя пальцами, т. к. этому мешают пластмассовая накладка курка взвода и головка блокировки кнопки спуска. Головка блокировки кнопки спуска на "хромовых" аппаратах имеет пластмассовую вставочку с ребристой поверхностью (вопрос: нафига?!), которая иногда норовит вылезти из паза и не дать Вам разблокировать аппарат в самый нужный момент, а потом вообще потеряться.
    Установка чувствительности плёнки совмещена с головкой выдержек, но сама процедура ввода чувствительности просто безобразная. Делать это надо двумя руками - пальцем одной руки удерживать в нажатом положении крошечную фиксирующую кнопочку, а другой рукой вращать головку, стараясь попасть на нужную цифру. В общем, ни о каком удобстве при работе с этим аппаратом речи быть не может. Спасает положение установка на камеру виндера MX. Батарейный отсек возвращает центр тяжести аппарата Вам в руки, а рукоятка придаёт недостающую хватку, хотя и закрывает доступ к рычажку автоспуска-репетитора диафрагмы. Но стоит эта машинка очень недёшево.
    Видоискатель с родным фокусировочным экраном серии Sx-1 довольно тёмный. Но этот недостаток поправим. К аппарату подходят любые фокусировочные экраны Pentax серий Sx и Fx. Я заменил экран на FK-60 для Pentax Z1p - видоискатель стал светлым и ясным. Но при установке на камеру "чужого" экрана необходимо делать поправку для правильной рабрты экспонометра. Для экранов серии Sx-2x на 1/3 эВ, а для экранов серий Fx-6x(5x) на 1/2 эВ.
Вот что по настоящему удачно сделано в этом аппарате, так это указатель установленной выдержки и индикатор показаний экспонометра. Оба устройства сгруппированы и расположены с правой стороны видоискателя в привычном месте. Указатель выдержки представляет собой диск с цифрами, а индикатор экспонометра выполнен на пяти светодиодах - два красных, указывающих отклонение параметров экспозиции более чем на 1 эВ, два оранжевых, загорающихся при отклонении в 1/2 эВ и один зелёный, правильной экспозиции. Узел понятен и удобен, позволяет устанавливать экспозицию и, если необходимо, вводить поправку очень оперативно, не отрывая взгляд от видоискателя.
    В видоискателе, сверху над экраном видно значение установленной диафрагмы. Это значение передаётся с объектива через призмочку, расположенную на передней поверхности пентапризмы. Призмочка "смотрит" на кольцо диафрагмы объектива и цифру на кольце "показывает" Вам в видоискателе.
У аппарата удобная система зарядки плёнки "Magic Needle". На приёмной катушке расположены 16 пластиковых прутков. Достаточно уложить верхнюю и нижнюю перфорацию плёнки на зубцы мерного валика, вставить зарядный конец между двумя прутками и закрыть крышку.
    При срабатывании затвора камера издаёт довольно громкий хлопок. Но если Вы не секретный агент, то по этому поводу можно не волноваться, на качество снимка это не влияет. Хлопок происходит после отработки кадра при возврате зеркала в исходное положение, в чём можно легко убедиться, установив длительную выдержку и сделав несколько холостых кадров.

Достоинства:

Недостатки:
В начало

Asahi Pentax ESII (140 у.е.)
Ещё одна знаменитая камера. Модернизированный вариант Electro Spotmatic - первой в мире 35 мм камеры с автоматической установкой выдержки.

Достоинства:

Недостатки:     Сразу замечу, что для полноценного использования всех приемуществ данного аппарата необходимо использовать "родные" объективы Takumar, и только те, которые имеют, помимо "прыгалки", поводок для передачи значения установленной диафрагмы камере. Тогда замер экспозиции производиться на полностью открытой диафрагме по предварительно установленному значению, точно так-же, как на более поздних "байонетных" Пентаксах. Примеинение отечественных объективов, конечно, возможно, но замер экспозиции будет производиться на рабочей диафрагме, закрытой до необходимого значения. При этом необходимо, чтоб клавиша просмотра глубины резкости находилась в нажатом зафиксированном положении. В противном случае автоматика работать не будет.
    При установке на аппарат Takumar'а с переключателем привода диафрагмы "ручной режим/автомат", этот переключатель блокируется в положении "автомат". Не стоит пытаться переключить диафрагму на ручной режим кнопицей на объективе. Для этой цели следует воспользоваться клавишей просмотра глубины резкости.
    Ну, теперь о самом аппарате. Гибридная система управления затвором позволяет, в зависимости от освещения,  плавно изменять значение выдержки от 8 до 1/1000 сек в автоматическом режиме по значению предварительно установленной диафрагмы. Информация о значении автоматически установленной выдержке отображается в видоискателе с правой стороны, там, где обычно распологается стрелка экспонометра. Фактически, экспонометра, как такового, у аппарата нет, и никакой подсказки по установке экспозиции в ручном режиме камера не даёт.
Для более точной отработки экспозиции в условии низкой освещённости при съёмке со штатива имеется режим, при котором окно видоискателя закрывается светонепроницаемыми шторками.
В ручном режиме выдержка изменяется дискретно от 1/60 до 1/1000 плюс В. Как уже упоминал, никакой экспонометрии в этом режиме нет. Однако, если так случилось, что батарейки сели, всётаки у Вас в руках вполне рабочая камера.
И ещё один момент. Часто бывает необходимо "прощёлкнуть" пару кадров при закрытом крышкой объективе, при зарядке плёнки, например. В этом случае важно не забыть перевести аппарат в ручной режим. Иначе придётся очень долго ждать, пока затвор отработает непонятно что. Автоматика не понимает, что Вы заряжаете плёнку, а не фотографируете чёрных кошек в безлунную ночь.
 
В начало

Ricoh XR-7 /Sears KS-2/ (120 у.е.) Ricoh XR-S
Достоинства:

Недостатки:     Ricoh XR-S - первая в мире зеркальная каемра, имеющая питание от солнечных батарей. Функционально аппарат полностью аналогичен Ricoh XR-7, однако имеет Solar Battery System. На крышке пентапризмы установлены две солнечные батареи, которые подзаряжают аккумулятор. А сама камера получает питание от аккумулятора.

    Внешне, из за обилия пластмассовых деталей, аппарат похож скорее на аккуратную немецкую игрушку, чем на фотокамеру. Однако, это первое впечатление обманчиво. Под декоративной пластмассой, в прочном металлическом корпусе, скрывается серъёзный электронно-механический прибор. Корпус хочется отметить особо. Дело в том, что в рекламных проспектах Ricoh особо отмечен литой под давлением (die-cast дословно - штампованно-литой) цельный, высокоточный и неубиваемый корпус камер. Так ли это, или очередной рекламный трюк? Возможность проверить упустить не мог. Действительно, качество и точность изготовления просто поражают! Следы механической обработки практически отсутствуют. Я не обнаружил ни одной юстировочной прокладки между частями корпуса и ни одной юстировочной шайбы. И это у фотоаппарата нижней ценовой категории! Такое втречается очень редко.
    Пользоваться аппаратом очень удобно. Большой диск в режиме приоритета диафрагмы зафиксирован, а в ручном режиме легко вращается одним пальцем. В центре диска, заподлицо с его поверхностью, расположена кнопка спуска. Нажать её случайно не получится. Кнопка замера расположена под среднем пальцем правой руки, там, где обычно у механических камер находится рычаг взвода автоспуска. Немного непривычно, но очень удобно. Вся информация о режимах работы камеры, экспозиции, замере и т.д. и т.п выводится на жидкокристаллический (ЖК) дисплей, расположенный с правой стороны окна видоискателя. Применение ЖК дисплея - не самое лучшее решение. При съёмке с поляризационным фильтром его показаний просто не видно. Тоже и при недостаточном освещении, но ведь камера может отрабатывать выдержки до 16 секунд - явно не для яркого солнышка. В нижней части видоискателя видно выставленное значение диафрагмы, что гораздо удобнее, чем вверху, как у Пентакса MX.
    В аппарате установлен хорошо зарекомендовавший себя затвор Copal, который имеет полностью электронное управление, механических выдержек у камеры нет. Сердце аппарата - электронная логическая сборка Hitachi, которая всем и управляет. В автоматическом режиме камера отрабатывает выдержки с шагом в пол ступени. Имеется фиксация экспозиции. В ручном режиме - всё классически. Выдержка по шагам, в видоискателе - подсказка экспонометра. Работа экспозамера аппарата и отработка выдержек в обоих режимах меня очень порадовала. Все кадры на плёнке имеют ровную плотность, что очень важно при печати в минилабе.
    К аппарату можно подключить довольно громоздкий и шумный Ricoh XR Winder-2, позволяющий снимать одиночными кадрами и серией 2 кадра в секунду. Можно установить датирующую крышку XR Data Back RiQuartz., только вот крышка эта прошлого века, и в нашем XXI уже и не годится - диапазон дат у неё от 01.01.1978г. по 31.12.1999г. При использовании вспышек Ricoh SpeedLight в видоискателе аппарата отображается готовность вспышки. В общем, Ricoh XR-7 / XR-S - довольно продвинутая системная камера. Вот только аксессуары Ricoh у нас достать проблематично.
 
 

В начало

Asahi Pentax K2 (150 у.е.)

Достоинства:

Недостатки:


    Камера явилась логическим продолжением серии ES, т.е. аппарата с автоматической установкой параметров экспозиции. Однако, она имеет кординальные отличия от своего предшественника. Во первых, именно на этом аппарате впервые появился байонет Pentax K mount, ставший в дальнейшем одним из самых распространённых. Во вторых, затвор камеры ламельный, с движением титановых ламелей вдоль короткой стороны кадра, что позволило уменьшить выдержку синхронизации со вспышкой до 1/125 сек. Но не смотря на широкий диапазон выдержек как в атоматическом, так и в ручном режиме, затвор работает только в режиме электронного управления. Без элементов питания доступны лишь 1/1000, 1/125 и B. В третьих, экспонометрия работает и в автоматическом, и в ручном режиме. В автоматическом режиме, стрелочный индикатор в видоискателе показывает выдержку, установленную автоматикой, в ручном режиме - текущую установленную выдержку и выдержку, которую предлагает экспонометр.
    Ещё одна особенность - это кольца ввода чувствительности и экспокоррекции, расположенные на основании байонета. Такое расположение этого узла позволяет вводить экспокоррекцию прямо во время съёмки, не отрываясь от видоискателя.
    Камера имеет рычаг предварительного подъёма зеркала. Но ход этого рычага на столько тугой, что поднять зеркало и не сбив при этом наведение (камера, конечно, была закреплена на штативе) у меня не получилось. Но может быть это особенность именно данного экземпляра?
    Ламельный затвор камеры срабатывает мягко, без вибраций. Этому способствует немалый вес камеры. Пожалуй, она самая тяжёлая среди камер данного теста.
    Про удобство работать аппаратом можно сказать лишь одно - это классика. Всё на своих привычных местах. Нехватает порой только фиксации экспозиции, но имея под рукой экспокоррекцию, воспользоваться которой можно оперативно - это не самый большой недостаток. Правда фирмой Asahi Pentax выпускалась модфикация K2 DMD, которая имела фиксацию экспозиции и могла работать с мотором, но в настоящее время K2 DMD встречается очень редко и стоит несуразных денег.
 

В начало

Ricoh KR5 Super II (90 у.е.)

Статья о Ricoh KR-5 Super II из каталога материалов на PhotoWeb.Ru: http://photoweb.ru/ricohKR5.htm

Достоинства:

Недостатки:     Ещё один аппарат от Ricoh. И, как всегда, с безупречным внешним видом. Когда берёшь камеру в руки, то испытываешь эстетическое наслаждение. Всё-же, козырёк на кожухе пентапризмы добавляет элегантности камере, хотя и не несёт никакого функционала - внутри он абсолютно пустой. Ну, что делать, за элегантность надо платить. И расплата в этом случае - функционал камеры. Сергей Чернов писал в своей статье о Ricoh KR-5III - это дань моде в ущерб функциям. Есть объективы, которые из-за этого не поставишь. С Ricoh KR-5 Super II абсолютно та-же история. Но красиво!
    Корпус камеры, задняя крышка, байонет выполнены мз металла. Но вес не большой, т.к. большинство навесных элементов внутри аппарата пластмассовые. Из пластмассы выполнены верхний и нижний щитки. На корпусе имеется резиновая накладка для захвата камеры правой рукой. Держать камеру очень удобно.
    Функционал камеры ограничен - всё только самое основное, никаких специальных функций нет. В отличии от модели KR-5III, у данного аппарата нет проверки глубины резкости, нет гнезда для кабельного подключения вспышки. Разве только, что блокировка кнопки спуска, которая только мешает. Кнопка спуска, как и на модели KR-5III, блокируется рычагом взвода затвора. Во время съёмки надо постоянно держать курок взвода отведённым, что очень мешает, особенно при вертикальном кадрировании. Рычаг утыкается либо в лоб, либо в подбородок, что, согласитесь, не очень приятно. Ну и с оперативностью могут быть проблемы. Вот он - кадр! Жмёшь кнопочку - ан нет! Заблокирована! Рычажочек отведи! Отвёл... Кадра нет... Но проблема решается без порчи аппарата. Курок взвода снимается очень просто, шайба с языком блокировки кнопки переворачивается, курок становиться на место. Всё. Теперь кнопка свободна. Да, теперь случайное нажатие возможно, но за то не ткнёшся глазом в отведённый курок.
 
Между кнопкой спуска и рычагом виден язычок блокировки кнопки.
Шайба с язычком перевёрнута и нажатию кнопки спуска теперь ничего не мешает при неотведённом курке.

    Экспонометрия типовая для данной группы камер - три светодиода в видоискателе. Экспонометр работает дстаточно точно. Включение происходит при полунажатии кнопки спуска. При отпускании кнопки светодиоды гаснут сразу, что не удобно при подборе выдержки по предварительно установленной диафрагме. Дополнительной кнопочки включения экспонометра, как у Ricoh KR-5III и Vivitar V3800S у этой камеры нет. Но сделать такую кнопочку можно и самому.
 

Под верхним щитком аппарата достаточно места для размещения дополнительной кнопочки включения экспонометра. Фотографировать стало гораздо удобнее.

    Установка чувствительность плёнки отдельным кольцом вокруг рулетки обратной перемотки - очень удачное решение, т.к. этим же кольцом можно оперативно вводить экспокоррекцию.
    Видоискатель очень светлый и ясный, очень высокого качества. Фокусировочный экран имеет колцо микрорастра и горизонтальный клин. Наводиться на резкость - просто удовольствие!
    Ricoh KR-5 Super II пусть и не изобилует фичами, но очень приятная камера.
 
 
 

Чем всё закончилось: А закончилось всё тем, что у меня теперь две механические камеры. Это Pentax K1000 и Pentax MX. Но не смотря на мой писк от К1000 и критику МХа, всётаки чаще с собой беру именно МХ с виндером. Так уж получилось. Почему Пентакс? Да потому, что по мимо свойств самих камер немаловажную роль в выборе сиграла оптика от Пентакс. Так вот и бывает. Началось всё с замены "коробки", а кончилось "стёклами".
    По поводу оптики... Пардон, это уже совсем другая история.
 

В начало
Назад

 
Реклама:
Hosted by uCoz