Заметки о Ricoh KR-5III Сергея Чернова



Данный текст является откликом на статьи хозяина этого сайта "На что бы Зенит махнуть?" и "Сравнение Супер-пупер пара штук и KR-5III". Это сказалось на расстановке акцентов: упор сделан на то, что в них, по-моему, осталось в тени либо вызвало возражения. Кроме того, "бывалость" автора весьма относительна. Однако динозавры, всерьез снимающие механикой, до сих пор родятся, даже и среди любителей, так что заявленная задача все еще актуальна, и есть шанс, что эти заметки будут кому-то кстати.

Итак, Ricoh KR-5III. Испытать его в сколько-нибудь экстремальных условиях не довелось. Все же "нежность" конструкции, думается, скорее, кажущаяся и не столь фатальна. Собственно коробка МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ, пластмассовые только внешняя отделка и крышки, и из них действительно вызывает сожаление только задняя (впрочем, может, оно и ничего, но психологически "железности" не хватает). Неприятной неожиданностью оказалось то, что вся эта пламстмасса удивительно легко пачкается от потной физиономии -- хоть в маске работай! Со старомодными крашеными корпусами (и облицовкой из искусственной кожи) такой беды не было.

Обидно, что задняя крышка сделана пластиковой по причине (она очевидна: выступ под большой палец в металле сделать куда сложнее), которую уважительной не назовешь. По-моему, новая форма рукоятки -- это просто дань моде, цитата из дизайна современных автоматических камер. Но тогда и кнопку спуска надо было немного подвинуть вперед и, может быть, вправо; не сделали -- нетехнологично. В итоге -- красиво, но уже немного не по руке (раньше было лучше).

Еще о моде в ущерб функциям (и это гораздо серьезнее предыдущего). Кожух пентапризмы нависает спереди небольшим козырьком. Думаю, что конструктивной необходимости в нем нет абсолютно (на аппаратах с встроенной вспышкой он позволяет увеличить высоту кронштейна-"кобры", а здесь это просто декорация). Есть объективы, которые из-за этого не поставишь! Строго говоря, сам почти не проверял, а стоило бы. Но, с чужих слов, Рубинары 500/5.6 и 1000/10 на Pentax MZ-... не ставятся. Габариты козырька весьма близки, даже более того -- на KR-5III его нижняя поверхность более "пузатая". Рубинар 500/8 (резьбовой) ставить пробовал. Как раз, когда резьба докрутилась до упора (а у этого объектива, кстати, фиксатор байонета в нужный момент зацепляется за лунку от крепежного винта -- этакое непредусмотренное, но уместное запирание, чтоб не вывинчивался), оправа коснулась козырька снизу (т.е. козырек имеет КРИТИЧЕСКИЙ размер: будь объектив в задней части потолще -- до конца бы уже не ввинтить; к слову, на Pentax MZ-5n в том же месте остается еще зазор в радиальном направлении около 2мм).

Блокировка спуска -- великая вещь! Правда, я бы предпочел отдельный рычажок (к примеру, как на Contax'ах), но применено традиционное решение -- курком. Все же лучше, чем ничего.

От индикатора экспозиции впечатление двойственное. Для сумерек ярковато (хотя замер и собственно компоновку/ наводку все равно выполняешь не одновременно), а для яркого дня -- наоборот, сигнал почти не виден! Нет в жизни совершенства... Что касается левого расположения, то привычка привычкой, а вправо смотреть нос мешает сильнее. По крайней мере, по сравнению с MZ (даже несмотря на привычку) мне это кажется преимуществом. Вот фланец на окуляре экзотический -- это жаль. Даже корректирующие линзы упрыгаешься искать (Ricoh есть, в основном, неходовые "плюсовые", а Pentax надеваются не до конца и держатся на честном слове (хотя приспособить можно)); а уж о более специфических насадках и говорить боязно.

В экспонометре обнаружилась недокументированная причуда (я было думал, глюк, но видимо, просто особенность конструкции, с которой поленились побороться): при ISO200 и 1сек (а также ISO400 и 1/2сек, ISO800 и 1/4сек, ISO1600 и 1/8сек, ISO3200 и 1/16сек, ISO100 и "B", ISO50 и 1/2000сек, ISO25 и 1/1000сек -- все пары соответствуют одному и тому же положению диска установки чувствительности относительно корпуса) индикатор показывает передержку независимо от реальных условий, хоть в полной темноте. После сигнала передержки в указанной позиции, появляется еще и сигнал "слабой передержки" (два символа сразу) -- в соседней, если крутить головку в сторону уменьшения выдержки. При попадании в эту же позицию с другой стороны никаких ненормальностей не замечается. Впрочем, все глюки возникают за пределами паспортного диапазона измерений. Но без привычки это может ввести в заблуждение.
 В остальных случаях экспонометр, вроде бы, не врет. Хотя чувствительность индикатора показалась маловата: сигналы "небольшого отклонения" могут означать и 1/2 ступени, и целую ступень, причем, кажется, это не всегда однозначно.

PC-socket для синхрокабеля -- это, конечно, плюс. Но расположен он неудачно, с учетом хлипкости заглушки (которая норовит слететь даже от косого взгляда (опять следствие "пластмассовых" дешевых технологий)) -- даже чрезвычайно неудачно. Тем более, что заглушку легко потерять, а без нее работать со вспышкой в башмаке попросту опасно (это касается, в основном, старосоветских, с высоким напряжением на синхроконтакте (правда, простейшие Unomat'ы тоже "кусаются" чувствительно); но одно из достоинств этой ДЕШЕВОЙ камеры -- как раз допустимость таких вспышек).

Обычно забывают упомянуть (даже в "родной" инструкции ни слова), что при съемке с автоспуском зеркало поднимается ДО НАЧАЛА ОТСЧЕТА задержки, т.е. реализуется предварительный подъем. По-моему, это существенное достоинство аппарата.


P.S.: Кстати, у KR-5III обнаружился близнец -- новая (1999г.) модель XR-8 (тоже Ricoh). Внимательный осмотр, штудирование документации и расспросы с пристрастием не выявили НИКАКИХ отличий помимо отделки (KR весь черный, XR -- с серебристым верхом, что, на мой взгляд, хуже) и цены (XR на $40 дороже!). Кто бы мне объяснил, чего я не понимаю...


Изменен 30.09.2000г.
Автор: Сергей Чернов © 2000
Адрес: s_chernow@mail.ru
 
Назад
Реклама:
Hosted by uCoz