Иногда встречаются объективы
Super-Takumar, у которых диафрагма, при нажатии на шток привода,
закрывается медленно и до момента экспонирования кадра не закрывается
до установленного значения. Причина, как правило, излишки масла,
скопившиеся на лепестках диафрагмы, и грязь, накопившаяся под кольцами
сепаратора.
1. Первым делом необходимо вывернуть переднее декоративное кольцо. Но
на старом объективе сделать это порой непросто, т.к. под резьбу
набилось некоторое количество грязи и пыли и они, как клей держат
кольцо. Ничего страшного! сверлом 1.5 - 2 мм делаем углубления на
переднем кольце, которые расположены диаметрально противоположно.
2. Cъёмником стопорных колец выворачиваем упямое кольцо.
3. Отворачиваем три винта и снимаем внешнюю оправу.
3.а. У некоторых старых Super Takumar'ов и у Auto Takumar'ов внешняя
оправа крепится на резьбе и выворачивается при небольшом усилии.
4. Отворачиваем 3 винта и вынимаем оптический блок из оправы.
4.а. У некоторых старых Super Takumar'ов и у Auto Takumar'ов оптический
блок из оправы выворачивается.
5. Выворачиваем второе кольцо и вынимаем передний блок линз. Первое
кольцо отворачивать не надо - оно держит только переднюю линзу, что нам
ничего не даст, только напустим пыли...
5.а. У некоторых старых Super Takumar'ов и у Auto Takumar'ов оптический
блок латунный (в отличии от аллюминиевого у более поздних Супер
Такумаров), имеет винт, который чётко ставит блок в оправу, и латунную
юстировочную прокладку. Вынуть передний блок линз у меня не
получилось... Такое ощущение, что он вклеен... Шлицов для
выворачивания/заворачивания нет... При прикладывании усилия побольше
отворачивается переднее кольцо, которое, как и в поздних версиях держит
только переднюю линзу. К счастью, объектив удалось вернуть в работу без
вынимания переднего блока. Масла на лепестках небыло, а капелька
бензина под подвижное кольцо сепаратора вернула привод диафрагмы в
чувство. Надолго ли?
6. И так, вернёмся к Super Takumar'у. Ослабляем три штифта и вынимаем
прижимную шайбу.
7. Вот, что получилось:
8. Аккуратно высыпаем лепестки диафрагмы и протираем их бензином.
9. Выворачиваем винт с подвижного кольца сепаратора, на который надет
хвост пружинки.
10. Выворачиваем три винта и вынимаем неподвижное кольцо сепаратора.
11. Промываем в бензине все трущиеся поверхности.
12. Собираем в обратном порядке. Маркером для CD закрашиваем
высверленные углубления в переднем кольце. Готово. Диафрагма отлично
работает.
Так, наблюдение. У данного объектива три лепестка имеют плотное матовое
чернение, а три чернёны не с таким качеством, блестят.