Золотой век Asahi Pentax

 

© Ермолаев П.Н.
© "ФотоКурьер" №6 (114) 2006г.


    До создания этих замечательных фотоаппаратов, компания Asahi Optical прошла долгий и нелёгкий путь, как по направлению бизнеса - сбор и тщательный анализ состояния и перспектив фоторынка, так и в техническом направлении - поиск и воплощение технических решений и разработок. Хочется назвать имя президента компании Сабуро Мацумото, которому удалось почувствовать требования рынка, его перспективы. Президента, который сформировал стратегическое направление Бизнеса компании:
• производить только высококачественную продукцию,
• вести собственные исследования, не повторять опыт других японских фотофирм, которые только копировали чужие разработки,
• переход фирмы от обработки линз к выпуску 35мм однообъективного зеркального фотоаппарата и объективов к нему.
   Мацумото был уверен, что будущее Японской фотоиндустрии определяют однообъективные зеркальные фотоаппараты. В 1950 году два ведущих инженера Рёхей Сузуки и Нобуйуки Йошида приступили к разработке первой японской зеркальной фотокамеры - в 1952 году на свет появляется Asahiflex I. Первая модель была далека от совершенства – зеркало поднималось и опускалось медленно, на значительное время закрывая изображение на фокусировочном экране, изображение на экране было перевёрнутым справа налево… Но работа не останавливалась. И в 1954 году на свет появляется Asahiflex II - первая в мире серийная зеркальная фотокамера с быстрым автоподъёмом зеркала. Именно появление этой камеры подтвердило перспективность нового направления – разработка и выпуск 35-мм зеркальных камер. Компании удалось прочно закрепиться на рынке, быстро увеличить объём продаж. Точно проработанная и успешно реализованная  бизнес-стратегия позволила Asahi Optical выйти в лидеры. В том же 1954 году, на ежегодной национальной фотовыставке, компанией Asahi Optical был представлен прототип фотокамеры с пентапризмой и механизмом быстрого автоподъема зеркала - Pentaprism Asahiflex. Именно пентапризма обеспечивала формирование правильного, не перевернутого изображения в видоискателе. А в 1957 году началось серийное производство зеркальной фотокамеры с пентапризмой и с быстрым автоподъемом зеркала – Asahi Pentax. Камера имела полностью заново сконструированный корпус со встроенной несъемной пентапризмой для визирования с уровня глаза, рычаг быстрого взвода и одновременной протяжки плёнки, рулетку для быстрого сматывания пленки, фокальный затвор с диапазоном 1 – 1/500 (длительные выдержки устанавливались дополнительным диском на передней части корпуса камеры), синхронизация X и F . Камера комплектовалась стандартными объективами Takumar 1:2/58,  1:2.2/55, 1:2.4/58 с предустанавливаемой диафрагмой. (Объективы названы Takumar в честь Такумы Кадживары - инженера оптика, создавшего объективы для камер Asahiflex.) Новое, большего размера резьбовое крепление - резьба М42x1 (крепление объективов Asahiflex - M37x1) было совместимо с объективами и камерами типа Praktica и Contax D. Начало производства Asahi Pentax ознаменовало собой зарождение новой фотографической эры - эры зеркальных фотоаппаратов.
 
Asahi Pentax S3
    Развитие Asahi Pentax. Диапазон выдержек расширен до 1/1000, отсутствует диск дополнительных выдержек - все выдержки устанавливаются одним диском-головкой, полностью автоматический привод диафрагмы, возможность применения внешнего сопряжённого по выдержке экспонометра (механическое соединение происходит через паз около метки выдержки "Т" на головке выдержек).
    Обратите внимание на кольцо диафрагмы объектива Auto-Takumar 1:1.8/55. Значения диафрагмы устанавливаются слева направо, в отличие от привычной для нас разметки справа налево у объективов Super Takumar или SMC Pentax.

    Дальнейшие разработки Asahi Optical были направлены на развитие системы замера экспозиции. В 1960 году, на выставке Photokina, был представлен первый в мире прототип камеры, имеющей встроенный экспонометр, который позволял производить замер экспозиции непосредственно через объектив (т.е. ТТЛ замер, от английского Through The Lens) Spot-Matic. А в 1964 году, тщательно доработанная камера Asahi Pentax Spotmatic (SP) стала выпускаться серийно и стала своеобразным стандартом, на который долгое время ориентировались производители всего мира.

Фотоаппараты серии Spotmatic.

 1. Asahi Pentax Spotmatic 1964 - 1973
Asahi Pentax SP "Spotmatic"

    Asahi Pentax Spotmatic - первая в мире серийная фотокамера с сопряжённым с выдержкой экспозамером через объектив (TTL). Камера сильно отличается от своих предшественников - новый, усиленный корпус, увеличенное зеркало, замок задней крышки совмещён с рулеткой обратной перемотки и открывается путём вытягивания рулетки, механизм автоспуска встал на "классическое" место (у предыдущих камер Asahi Pentax взвод автоспуска осуществлялся диском под рулеткой обратной перемотки, а включался кнопочкой на верхнем щитке камеры).


Головка взвода и кнопка включения автоспуска камеры Asahi Pentax SV.
Механизм автоспуска в взведённом состоянии. Если галочка на головке появляется над передней частью камеры, значит сейчас "вылетит птичка".

 Модернизированный шторно-щелевой затвор отрабатывает выдержки 1 - 1/1000 сек., выдержка синхронизации 1/60. Подключение вспышки через разъёмы для кабельного подключения X и FP синхронизации. Крепления для вспышки нет. Как дополнительный аксессуар, к камере шла площадка для установки вспышки, которая крепиться на окуляр видоискателя.



    Видоискатель получил более качественную линзу Френеля и стал более ясный и светлый. В поле видоискателя расположен круг с матовой поверхностью и поле микрорастра. С правой стороны расположена стрелка экспонометра.
     Ввод чувствительности плёнки расположен на головке выдержек. У первых аппаратов диапазон чувствительности плёнки был от 20 до 800 ASA. На камерах, выпущенных после 1965 года, диапазон чувствительности расширен до 1600 ASA. Замер экспозиции производится на рабочей диафрагме, т.е. при замере освещённости диафрагма должна быть закрыта до необходимого для снимка значения. По этому, выключатель экспонометрии совмещён с механизмом привода диафрагмы - при включении экспонометра диафрагма закрывается до предустановленного значения. Клавиша выключателя имеет два положения - замер экспозиции и предварительный просмотр глубины резкости без фиксации и зафиксированное положение. Незафиксированное положение клавиши выключателя, при котором осуществляется замер, контролируется по индикатору на клавише. Из фиксированного положения, при срабатывания затвора клавиша возвращается автоматически и выключает экспонометр. Метка установленной выдержки на верхнем щитке аппарата выполняет ещё функцию контроля диапазона работы экспонометра. Если экспонометр находится в рабочем диапазоне - стрелочка чёрная. При выходе экспонометра из рабочего диапазона стрелочка становится красного цвета.



Клавиша выключателя экспонометра, она-же клавиша просмотра глубины резкости. Под белой стрелочкой окошко индикации включения экспонометрии.
Метка установленной выдержки красного цвета - экспонометрия вне рабочего диапазона.

    Экспонометр камеры питается от одного элемента PX400, который в настоящее время не выпускается и не имеет современных аналогов. Данный элемент имеет номинальное напряжение 1.3В и полярность, обратную по сравнению с современными элементами питания. Но экспонометр настолько прост, что адаптировать его под доступные в настоящее время элементы не представляет проблемы.


Клавиша включения, гальванометр и плата с юстировочным резистором экспонометра камеры Asahi Pentax SP




Принципиальная электрическая схема экспонометра камеры Asahi Pentax SP




Ранний вариант Спотамтика. На верхнем щитке отсутствуют буквы SP под номером.
Чувствительность плёнки указана не только в ASA (Американский стандарт), но и в DIN (Немецкий стандарт).


    С 1965 года, по специальным заказам, малыми сериями выпускались аппараты с возможностью подключения мотора Asahi Pentax Motor Drive и датирующей задней крышкой.


Asahi Pentax Motor Drive мог применяться со всеми аппаратами серий Spotmatic и K  модификации Motor Drive (MD), кроме K2 DMD.


2. Asahi Pentax SL 1968 - 1971


Asahi Pentax SL

    Asahi Pentax SL по своим возможностям полностью повторял Asahi Pentax Spotmatic, но не имел встроенного экспонометра. Понятно, что первый в истории встроенный экспонометр был далёк от совершенства. Да и в настоящее время, многие серьёзные фотографы не доверяют встроенной экспонометрии (Если это не экспонометр Olympus OM4. (с) Владимир Никитин.) , а пользуются отдельным добротным экспонометром. Эта камера именно для таких фотографов. Тем более, что выигрыш в цене был довольно ощутим. Зачем платить за то, что тебе не нужно? И в этом случае маркетинг Asahi Optical Co. завоевал своего потребителя!


 При необходимости, с камерой Asahi Pentax SL можно использовать внешний, связанный по выдержке экспонометр Asahi Pentax Meter II, который устанавливается сверху на пентапризму и крепится в пазах окуляра видоискателя.


3. Asahi Pentax Spotmatic II (SPII) 1971 - 1976


Asahi Pentax SPII

    Доработанный Spotmatic. Экспонометрия стала более точной, увеличен диапазон чувствительности плёнки до 3200 ASA. Помимо кабельного подключения вспышки, камера получила соединение со вспышкой с центральным контактом типа "горячий башмак",  причём при отсутствии вспышки в башмаке на камере, центральный контакт отключается во избежании поражения электрическим током при подключении вспышки через разъём для кабельного подключения. "Горячий башмак" камеры обеспечивает как X, так и FP синхронизацию. Тип синхронизации выбирается с помощью диска под рулеткой обратной перемотки, в зависимости от типа используемой фотовспышки. В остальном камера аналогична Asahi Pentax SP, за исключением отсутствия индикатора включения экспонометрии на клавише включения экспонометра..


Разъём для бескабельного подключения фотовспышки с центральным контактом камеры Asahi Pentax SPII и диск переключения типа синхронизации.



Переключатель типа синхронизации горячего башмака был не самым удобным и не самым надёжным узлом. И для того, чтобы избежать отказа срабатывания вспышки в самый нужный момент из за отошедшего или случайно повёрнутого переключателя, некоторые фотографы шли на такой вот кардинальный шаг - диск переключателя выставлен на X синхронизацию и заклёпан в этом положении намертво.
В аппаратах SPII поздних выпусков переключателя типа синхронизации горячего башмака нет, а сам башмак предназначен для использования вспышек только с X синхронизацией.
Контакт для кабельного подключения FP остался.


Asahi Pentax SPII поздних выпусков.
Аппарат поддерживал только X синхронизацию на горячем башмаке, отделка корпуса имела другое тиснение, в комплекте шёл объектив SMC Takumar с обрезиненым кольцом фокусировки.


    Помимо технических доработок самого аппарата, именно SPII первый стал комплектоваться объективами с фирменным многослойным просветлением Super-Multi-Coated Takumar f1:1.4/50 и f1:1.8/55.

Объетивы Super-Multi-Coated Takumar, помимо своих великолепных оптических свойств, отличались высоким качеством изготовления и внешним изяществом.

    Выпускались также камеры с возможностью применения моторного привода Asahi Pentax Motor Drive - Asahi Pentax SP II Motor Drive. Данные аппараты продавались комплектами - камера, объектив Super-Multi-Coated Takumar f1:1.4/50, мотор Asahi Pentax Motor Drive, питающая рукоятка. В комплекте SP II Set 250 шла ещё задняя крышка для рулонной плёнки на 250 кадров Spotmatic 250 Exposure Back. Такие комплекты стоили очень дорого, по этому камеры Motor Drive в настоящее время встречаются довольно редко. А если и встречаются в продаже, то и сейчас стоят очень не дёшево...

Камера Asahi Pentax SP II Motor Drive в американском фотомагазине KEH.
Такая цена обусловлена редкостью данного экземпляра ( SP II MD с функцией предварительного подъёма зеркала) и его состоянием. Чёрный аппарат был бы раза в полтора дороже...

    Исключительно для американского рынка выпускалась камера Honeywell Pentax Spotmatic IIa со встроенным светосинхронизатором. Камера предназначалась для работы со вспышечными системами Honeywell Auto-Strobonar.

Asahi Pentax SPIIa

4. Asahi Pentax SP500 1971 -1974

Asahi Pentax SP500
Asahi Pentax SP500
    Аппарат аналогичен Asahi Pentax SP, но не имел автоспуска и выдержки 1/1000. Выпускался только для внешнего рынка.
  
    В конце 50-х годов Asahi Optical Co. принимает ещё одно маркетинговое  решение, которое позволит компании стать лидером не только на внутреннем, но и на внешнем, международном рынке фототехники – выпуск удешевлённых модификаций камер для охвата малобюджетной части рынка. Удешевление камер производилось отказом от некоторой функциональности, но никак не ухудшением качества.

Одна из ранних бюджетных моделей: Asahi Pentax S1a "Orange"
Прозвище "Orange" аппарат получил из за цвета буковки R на рулетке обратной перемотки. Обычно она зелёного цвета, но выпускались аппараты с оранжевой буковкой R. Почему и что это значит - не знаю...

    Например, на камерах Asahi Pentax S1 и Asahi Pentax SP500 отсутствовал механизм автоспуска, и на лимбе выдержек отсутствовала выдержка 1/1000. На самом деле, выдержка 1/1000 у этих аппаратов была, но не отстраивалась специально и не тестировалась при выходном контроле. Производитель не гарантировал правильную работу 1/1000 (как правило, выдержка отрабатывалась вполне нормально!), тем самым, наряду с отсутствием механизма автоспуска, понизил стоимость камеры и сделал её доступной более широкому кругу фотолюбителей, увеличив более глубокое проникновение компании на международный рынок.

5. Asahi Pentax Electro Spotmatic. 1971 - 1972, Asahi Pentax ES. 1971 - 1973


Asahi Pentax ES


    Инженеры Asahi Optical Co. давно работали над автоматизацией процесса фотосъёмки. И в 1966 году, на фотовыставке Photokina компанией были представлены два прототипа камер с автоматическими режимами экспозиции. Это Asahi Pentax Metalica II и Asahi Pentax Memorica. Первый прототип имел автоматический режим приоритета диафрагмы, а второй - автомат приоритета выдержки. Однако, при подготовке камеры к серийному производству предпочтение было отдано приоритету диафрагмы, и в 1971 году на внутренний рынок Японии вышел первый в мире фотоаппарат с автоматическим режимом приоритета диафрагмы -  Asahi Pentax Electro Spotmatic. Вскоре появилась и международная версия аппарата Asahi Pentax ES. Существует мнение, что прототипом ES стала та самая Metalica II. Однако, Metalica II имела электронный ламельный затвор и байонет, в отличии от ES, который имел шторный затвор и присоединение объектива M42x1. Информация по прототипам очень скудная и делать какие либо выводы проблематично. Можно только сделать предположение, что Electro Spotmatic это Spotmatic с электроникой от Metalica II.
    Автоматика камеры отрабатывает выдержки от 8 секунд до 1/1000 секунды безступенчато. Выдержки длиннее 1 секунды в видоискателе не отображаются. В ручном режиме доступны выдержки от 1/60 до 1/1000 сек. и длительная. С объективами SMC Takumar замер освещённости производится при полностью открытой диафрагме с передачей предустановленного значения диафрагмы объектива. С более ранними Такумарами замер можно производить только на рабочей диафрагме, т.к. механизма передачи значения предустановленной диафрагмы у этих объективов нет. В видоискателе камеры отображается выдержка, которую предлагает автоматика. В ручном режиме электроника камеры не используется, и никакой экспозиционной подсказки нет. Чувствительность плёнки вводится с помощью кольца под рулеткой обратной перемотки в диапазоне от 20 до 3200 ASA. Имеется возможность экспокоррекции 1/2х, 2х, 4х с отображением индикации в видоискателе, что экспокоррекция включена.
   Питание автоматики осуществляется от одной батарей типа A544 (2CR, 1/3N). Фактически это четыре элемента LR44, соединённые последовательно. Батарейный отсек занял место механизма автоспуска, по этому автоспуска у ES нет.

    Подключение  фотовспышек кабельное для X и FP синхронизации. Возможно бескабельное подключение через "горячий башмак". В этом случае доступна только X синхронизация.

6. Asahi Pentax ESII 1973 - 1975

Asahi Pentax ESII
Asahi Pentax ESII

    Модернизированный ES. Камера обладает диапазоном выдержек в автоматическом режиме 8 - 1/1000 сек., причём в отличии от ES весь диапазон выдержек отображается в видоискателе. Батарейный отсек перемещён в нижнюю часть камеры, под основания крепления объектива, что позволило вернуть автоспуск на своё привычное место.



Батарейный отсек Asahi Pentax ESII. В нижней части основания крепления объектива помещаются четыре элемента SR-44.
Установка чувствительности плёнки, экспокоррекция и памятка - всё на диске под рулеткой обратной перемотки. Рядом - кнопка контроля батареи.

    Функционал камеры дополнен автоматическим режимом, при котором окно видоискателя закрывается светонепроницаемыми шторками, что позволяет автоматике более точно отрабатывать длительные выдержки при съёмке с недостаточным освещением используя штатив. Имеется блокировка кнопки спуска. В остальном камера аналогична своему предшественнику.



При установке головки выдержки в положение Automatic с квадратиком...

...окошко видоискателя закрывается светонепроницаемыми шторками.


Аппарат имеет затвор с очень плотными прорезиненными матерчатыми шторками.


7. Asahi Pentax SP1000 1973 - 1976

Honeywell Pentax SP1000

В 1959 году компания Minneapolis-Honeywell Regulator Co. (в дальнейшем переименованная в Honeywell Inc.) подписала соглашение с Asahi Optical Co. для представления популярной линии 35 мм. фотокамер среднего ценового диапазона на территории США и стала эксклюзивным дистрибьютором продукции Pentax. С 1959 года все фотоаппараты Asahi Optical Co. в США продавались под торговой маркой Heliand (Heliand - структурное подразделение Minneapolis-Honeywell), а с 1961 года - Honeywell. Однако, в 1974 году Honeywell Inc. ушла с фоторынка, сосредоточившись на других областях бизнеса.

    Очень популярным аппаратом стала следующая модель - Asahi Pentax SP1000. Камера во всём повторяла Asahi Pentax SP500, но выдержка 1/1000 уже являлась заявленной технической характеристикой. Фактически это Asahi Pentax Spotmatic, только без механизма автоспуска. Выпускалась только для внешнего рынка.

8. Asahi Pentax Spotmatic F (SPF) 1973 - 1976


Asahi Pentax Spotmatic F

    Последняя, топовая модель из серии Spotmatic. Камера настолько популярна до сих пор, что найти её на вторичном рынке в хорошем состоянии довольно проблематично. Дальнейшая модернизация Asahi Pentax SPII. Основное отличие от  Asahi Pentax SPII - возможность экспозамера на полностью открытой диафрагме при использовании объективов SMC Takumar. Экспонометр камеры связан как по выдержке, так и по диафрагме. Значение диафрагмы передаётся в камеру с объектива при помощи специального поводка. Горячий башмак камеры поддерживает вспышки только с X синхронизацией. Добавлена блокировка кнопки спуска. В качестве питания системы экспонометрии используется 625 элемент, который доступен и в настоящее время.
    По специальным заказам выпускались комплекты с моторным приводом и датирующей задней крышкой.



Эволюция популярного штатного объектива Takumar f1:1.8/55.
Слева направо: Auto-Takumar, Super-Takumar, Super-Multi-Coated Takumar, SMC Takumar.



Фотоаппараты Asahi Pentax K серии.

    Фотоаппараты Pentax серии К являются дальнейшем развитием знаменитой и очень популярной в 60-е 70-е годы (да и не только!) серии фотоаппаратов Pentax Spotmatic (1964 - 1976). Удачная, хорошо проработанная конструкция аппаратов и их исключительная надёжность послужила причиной стать основой для новой серии фотоаппаратов. Основной особенностью K серии является байонетное крепление оптики к камере – байонет Pentax K Mount. Переход на байонет был необходимым, как с технической, так и с маркетинговой стороны. В техническом плане преимущества байонета очевидны. Это:

• однозначное точное положение управляющих элементов, как передающих значения диафрагмы от объектива экспонометру камеры, так и возможность управления камерой диафрагмой объектива,
• возможность создания и использования объективов со светосилой до 1:1
    Последние по хронологии выпуска Spotmatic F и Spotmatic ES (ESII) уже умели производить замер освещённости при полностью открытой диафрагме, по предустановленному её значению. Однако, в случае резьбового соединения объектива и камеры, для правильной передачи значения предустановленной диафрагмы с помощью механической связи, точность положения захода резьбы, как фланца объектива, так и камеры, должны быть идеальны! Допуски на такое резьбовое соединение ужесточились, соответственно выросла себестоимость изготовления. Байонетное соединение, при кажущейся сложности его изготовления, на самом деле в производстве проще, но обеспечивает абсолютно точное положение объектива на камере.
   Возможность создания байонетных объективов с высокой светосилой можно показать на примере.
   На рисунке изображены два объектива. Один с креплением М42Х1 и светосилой 1:1.5, второй с байонетом К и светосилой 1:1.2. Явно видно, что диаметр задней линзы резьбового объектива на пределе, когда у байонетного соединения есть ещё запас для работы инженеру оптику.

   Необходимость создания байонетного соединения на камерах Asahi Pentax обусловливалось также и маркетинговой ситуацией на рынке фотокамер. Простота и оперативность смены оптики делало байонетное соединение более привлекательным для фотографов различного уровня, и многие производители уже применяли на своей фототехнике собственное байонетное соединение. Началась ожесточенная борьба за захват рынка. Важнейшим критерием выживания и выхода на лидирующие позиции в данных условиях было наличие большого количества имеющихся в продаже и на руках у фотолюбителей сменных объективов для данного конкретного типа байонета. Специалисты по Бизнесу Asahi Optical Company успешно решили эту непростую задачу.
   Во-первых, на камеры с байонетом K можно ставить все ранее выпущенные объективы с резьбой М42x1 за счет применения простого переходного кольца, т.к. рабочий отрезок камеры остался неизменным.
   Во-вторых, в 1974 году компания обратилась ко многим производителям фотоаппаратуры с предложением принятия единого стандарта на соединение объектива и камеры на основе разработанного ей байонета. Были разосланы чертежи и рабочие материалы, предложения по внедрению. Соединение Pentax K Mount стало базовым для многих производителей фототехники.
   В связи с этим, на рынке очень много оптики под разными торговыми марками с байонетом "К", которую можно с успехом применять на камерах Pentax. И наоборот, различными компаниями производилось много аппаратов, на которые можно устанавливать объективы Пентакс. Соединение объектива с камерой Pentax K Mount стало самым распространённым.

Итак, сами фотоаппараты.

    Один момент! Интересно, а почему именно «K»? Существует мнение, что название связано с сокращением от приставки Kilo, обозначающее тысячу, как на пример KV – киловольт, Km – километр, Win2K – Windows 2000. Кстати, первый аппарат Asahi Pentax, имеющий выдержку 1/1000, обозначенную на головке выдержек цифрой 1000, назывался именно Asahi Pentax K (1958). И все аппараты серии “K” имеют самую короткую выдержку 1/1000 секунды.
 

1. Pentax K2 1975 - 1980

Asahi Pentax K2

    Профессиональный аппарат, который явился логическим продолжением Asahi Pentax ESII. Именно логическим, т.к. этот аппарат сильно выделяется среди других аппаратов. Прежде всего, это самая первая камера, на которой применено соединение камеры и объектива байонет «К» - Pentax K mount.
    Это первая серийная камера Пентакс, которая имеет электронно-управляемый затвор Seiko с вертикальным движением титановых ламелей. Диапазон выдержек 8 – 1/1000 сек., выдержка синхронизации 1/125 сек.

    Режим установки экспозиции ручной и автоматический приоритет диафрагмы. Камера имеет репетитор диафрагмы, рычаг предварительного подъема зеркала, блокировку кнопки спуска, контроль элементов питания, автоспуск, экспокоррекцию. Механизм ввода чувствительности плёнки и установки экспокоррекции выполнен довольно оригинально – в виде специальных колец вокруг байонетного узла.

    Видоискатель очень светлый и имеет стрелочную индикацию установленной выдержки и показаний экспонометра. Зеркальное покрытие пентапризмы выполнено методом вакуумного напыления серебра. Экспозамер центровзвешенный. В экспонометре используются кремниевые фотодиоды.
    Разработки по созданию профессиональной зеркальной камеры с автоматическим режимом велись фирмой давно. И первым прототипом K2 можно считать фотоаппарат Asahi Pentax Metalica II, представленный в 1966 году на выставке Photokina в Кёльне.
 Прототип Asahi Pentax Metalica II из экспозиции Музея Фотокамер Института индустрии камер Японии (Japan Camera Industry Institute) в Токио.

Фотография с сайта: http://dc.watch.impress.co.jp/cda/other/2006/02/17/3233.html

    Metalica II уже имел металлический затвор с вертикальным перемещением ламелей (отсюда и название), байонетное соединение с объективом, и именно на этом аппарате, впервые в мире, была реализована автоматическая экспозиция приоритета диафрагмы. После дальнейших доработок, в 1974 году появляется второй прототип, уже в максимальном приближении похожий на серийный образец K2 1975 года.
    С 1976 по 1980 год выпускался вариант аппарата с собственным моторным приводом, датирующей задней крышкой и полной экспозиционной информацией в видоискателе – Asahi Pentax K2DMD.
 

2. Pentax KX 1975 – 1977

 Asahi Pentax KX

    Вторая профессиональная камера в этой линейке, но полностью механическая. Элементы питания необходимы только для работы экспонометра. Камера имеет только ручное управление, но функционально оснащена по максимуму: репетитор диафрагмы, предварительный подъем зеркала с блокировкой репетитора диафрагмы, блокировка кнопки спуска, блокировка экспонометра курком взвода, контроль элементов питания, полная экспозиционная информация в видоискателе, автоспуск, индикатор взведённого затвора. Шторно-щелевой затвор с движением матерчатых прорезиненных шторок вдоль длинной стороны кадра отрабатывает выдержки от 1 до 1/1000 секунды, выдержка синхронизации со вспышкой 1/60. Т.е. в данном аппарате применён затвор, очень похожий на затвор Спотматиков. Система экспозамера центровзвешенная, с использованием кремниевых фотодиодов. Если заглянуть под верхний щиток аппарата,  то сразу становится понятно, что этот аппарат предназначен работать много и долго. Он и работает до сих пор.

Проводники внутри Pentax KX собраны в жгуты и закреплены специальными хомутами на корпусе аппарата.

    По специальному заказу выпускались аппараты Pentax KX MD с возможностью подключения универсального мотора Asahi Pentax Motor Drive.
 

3. Pentax KM 1975 - 1977

 Asahi Pentax KM

    Следующий аппарат в серии К – Asahi Pentax KM. Данный аппарат можно назвать очередной модернизацией Спотматика. В данном случае это Asahi Pentax Spotmatic F, только с байонетным соединением объектива. Камера имеет все характеристики своего предшественника: шторно-щелевой затвор с движением матерчатых прорезиненных шторок вдоль длинной стороны кадра, выдержки 1 – 1/1000 сек., выдержка синхронизации 1/60, предварительный просмотр глубины резкости, автоспуск. Замер экспозиции центровзвешенный, на сернисто-кадмиевых фоторезисторах, как и на аппаратах Spotmatic с отображением информации в видоискателе с помощью простого стрелочного гальванометра.
    По специальному заказу выпускались аппараты Pentax KM MD с возможностью подключения универсального мотора Asahi Pentax Motor Drive.

4. Pentax K1000.
    В этой статье я уже упоминал популярность бюджетных камер Asahi Pentax SP500 и Asahi Pentax SP1000. Но самым, не побоюсь этого слова, знаменитым аппаратом фирмы Asahi Optical Co., предназначенным для менее доходного, но для более массового сегмента рынка потребителей фототехники, стал, безусловно, Asahi Pentax K1000. От Asahi Pentax KM аппарат отличался отсутствием автоспуска, предварительного просмотра глубины резкости и F синхронизации со вспышками с предварительным поджигом.
    Замер экспозиции центровзвешенный, на сернисто-кадмиевых фоторезисторах, включение экспонометра автоматическое с помощью транзисторного ключа. В коллекторную цепь n-p-n транзистора включена схема экспонометра, а в цепь базы сернисто-кадмиевый фоторезистор. При попадании света на фоторезистор (2 EV при 100 ASA) транзистор открывается и экспонометр работает. Чтобы выключить экспонометр, достаточно просто закрыть крышку объектива.
    За 22 года выпуска, Pentax K1000 стал самой распространённой камерой среди механических Пентаксов. В течении долгих лет производства, камера претерпела множество изменений, как более существенных – качество видоискателя, так и менее – крепление зеркала в раме или материал верхнего и нижнего щитка корпуса. Но основной функционал остался неизменен. Про Pentax K1000 написано очень много, в том числе и на страницах ФК, по этому подробно описывать его не буду. Отмечу лишь три основные серии выпуска данного аппарата.

    a. 1975 – 1978 Япония. Отличить аппарат этой серии можно по логотипу Asahi Co. на передней поверхности щитка над призмой, по надписи ASAHI OPT. Co., Japan под курком взвода со стороны фотографа, по серийному номеру на верхнем щитке и по наличию диска-памятки под рулеткой обратной перемотки. Последний, похоже, присутствовал только у ранних моделей, а позже был заменён обычной чёрной шайбой.
Asahi Pentax K1000, Сделано в Японии.

    b. 1978 – 1980 Гонконг. От первой серии аппараты отличались отсутствием слова Japan в надписи под курком и серийным номером, "переехавшим" на нижний щиток. Очень часто аппараты этой серии выпуска продают как японские. Мне показалось, что у этих аппаратов видоискатель лучше, чем у японских. Он менее зернистый и светлее.
Asahi Pentax K1000, Гонконг.

    c. 1980 – 1997 Китай. От первых двух выпусков отличаются пластмассовыми (металлизированными) верхним и нижним щитками. На верхнем щитке отсутствует логотип Asahi над призмой, т.к. аппарат выпускался уже не Asahi Optical Co., а по лицензии, по одной версии - компанией Chinon, по другой - Cosina. Отсутствует надпись под курком, под рулеткой серебристый прилив. На нижнем щитке номер аппарата вклеен на чёрной пластиночке в углубление около кнопки обратной перемотки. Рядом с номером вклейка "Assembled in China" либо "Made in China", которая на б/у аппаратах, как правило, отсутствует. Головка выдержек пластмассовая, с неким подобием накатки, из-за чего вращать её менее удобно. Выпускались аппараты с двумя типами фокусировочных экранов - с микрорастром, как в более ранних сериях, и с горизонтальным клином.


Pentax K1000, Китай.
Пластмассовость коснулась не только деталей аппарата. У объектива на фото кольцо установки диафрагмы, кольцо шкалы глубины резкости, кольцо фокусировки тоже изготовлены из пластмассы. Гравировка пропала - значения диафрагмы и метража нанесены краской на поверхности колец.



Головка установки выдержки пластмассовая, значения выдержек нанесены белой краской на поверхность верхней пластины. Тем не менее, маркировка износоустойчива.
Из за своей пластмассовости, головка выдержек стала более толстая, зазор между курком взвода и головкой выдержки практически отсутствует, из за чего выставлять выдержку стало неудобно.




Рулетка обратной перемотки - пластмассовая. Исчезла привычная хромированная окружность и зелёная буковка R - буковка стала серой. Язычок рулетки - пластмассовый, вал перемотки плёнки - пластмассовый...
Нижний щиток видоизменился. Появились четыре крохотные выступа-ножки. Изменён батарейный отсек. Кнопка обратной перемотки - пластмассовая.

    Не смотря на свою пластмассовость, камера не стала менее надёжной. В производстве внешних деталей аппарата использованы высокопрочные марки полимеров и износостойкая краска. Корпус и основные узлы данный выпуск унаследовал от своих предшественников. Тем не менее, стоимость аппаратов этой серии на вторичном рынке немного ниже, чем предыдущих.



Pentax K1000 SE
Данный экземпляр отличается не только отделкой корпуса, но и более качественным видоискателем. Видоискатель очень светлый, а фокусировочный экран имеет горизонтальный клин, кольцо микрорастра и матовое кольцо.


   Периодически выпускались аппараты с индексом SE - Special Edition. Эти аппараты отличались от серийных образцов цветом и качеством кожаной отделки - чёрные либо коричневые, а также более качественными фокусировочными экранами с горизонтальным или диагональным клином. К 20 летнему юбилею выпуска камеры и для крупных выставок Japan Camera Show очень малыми партиями выпускались Pentax K1000 SE Gold с золотым покрытием в 24 карата и красной или коричневой кожаной отделкой высокого качества.









Встречаются Pentax K1000, происхождение которых идетифицировать трудно. Вот экземпляр, отличающийся от аппарата, произведённого в Гонконге отсутствием логотипа на верхнем щитке и надписи Asahi на передней части, и значения выдержек на лимбе на головке выдержек не гравированы, а накрашены.
Верхний и нижний щитки металлические.



    К сожалению, время течёт неумолимо. И золотое время механики в фотографии прошло. На смену ему пришло время автофокусных автоматических электронных камер. Но и оно на исходе - цифровая запись всего и вся медленно, но верно вытесняет плёночные фотокамеры. Технический и технологический прогресс не может остановиться, и агрессивность цифрового маркетинга понять можно - идёт захват рынка, поиск ниш и раздел секторов, борьба за покупателя. Понять можно, но вот принять... Но, тут уж каждый делает выбор для себя сам.
    Тем не менее, фотоаппараты Asahi Pentax серии K стали ярким, неординарным событием в истории фототехники. И у них до сих пор есть немало поклонников, их до сих пор любят и ценят. И ещё долго, немало фотографов, как любителей, так и профессионалов, как новичков, так и мастеров будут создавать свои произведения в фотографии с помощью этих замечательных камер.
 
Asahi Pentax K2 и Asahi Pentax KM в экспозиции Музея Фотокамер Института индустрии камер Японии (JCII Camera Museum) в Токио.
Фотография с сайта: http://dc.watch.impress.co.jp/cda/other/2006/02/17/3233.html

Сводная таблица технических характеристик фотоаппаратов Asahi Pentax серии K:

K2
KX
KM
K1000
Крепление оптики
Pentax K mount
Pentax K mount
Pentax K mount
Pentax K mount
Диапазон выдержек
8 - 1/1000
1 - 1/1000
1 - 1/1000
1 - 1/1000
Затвор
Электронный, ламельный
Шторно-щелевой
Шторно-щелевой
Шторно-щелевой
Выдержка синхронизации
1/125
1/60
1/60
1/60
Тип синхронизации
X, F
X, F
X, F
X
Установка экспозиции
Ручная, автомат приоритет диафрагмы
Ручная
Ручная
Ручная
Экспозамер
Центровзвешенный, TTL
Центровзвешенный, TTL
Центровзвешенный, TTL
Центровзвешенный, TTL
Диапазон экспозамера
1 - 18
1 - 18
3 - 18
3 - 18
Диапазон чувствительности плёнки
8 - 6400
8 - 6400
20 - 3200
20 - 3200
Видоискатель, увеличение с объективом 50мм
0,88
0,88
0,87
0,88
Площадь видоискателя относительно площади кадра
95%
95%
93%
95%
Информация в видоискателе
Режим, выдержка, показания экспонометра
Выдержка, диафрагма, показание экспонометра
Стрелочный индикатор экспонометра
Стрелочный индикатор экспонометра
Питание
2 x SR-44 (3 В)
2 x SR-44 (3 В)
2 x SR-44 (3 В)
1 x SR-44 (1.5В)
Прочие функции
       
Индикатор состояния затвора
+
+
+
+
Предварительный просмотр глубины резкости
+
+
+
-
Автоспуск
+
+
+
-
Предварительный подъём зеркала
+
+
-
-
Блокировка кнопки спуска
+
+
-
-
Контроль элементов питания
+
+
-*
-*
 Экспокоррекция
* Для того, чтобы проверить батарейку, следует установить чувствительность плёнки 100 ед. ISO и выдержку "В". Если стрелка экспонометра в крайнем верхнем положении (к "+") - батарейка пригодна для работы. Если нет - её следует заменить.



Изменен 27.07.06
Автор: Ермолаев П.Н.©2006г.
Адрес: samshit@mail.ru
Назад
 


Реклама:
Hosted by uCoz