Андрей ШЕКЛЕИН, Александр ГУСЕВ

© Журнал ФОТОМАГАЗИН №1-2(44-45) `2000

Вспышка на камере,
или
Убийственные ВОЛЬТЫ


Если к нежным внутренностям насыщенной электроникой зеркалки приложить напряжение в несколько десятков вольт, результаты будут незамедлительными и очень плачевными. Но именно такое вполне возможно, когда вы ставите на свою любимицу не подходящую для неё вспышку...

Несколько лет назад фирма Minolta изменила на своих камерах размеры "горячего башмака" - полозков, в которые вставляется вспышка. Этим, казалось бы, нарушился сложившийся за десятилетия международный стандарт, и только вспышки Minolta стали сочетаемы с её камерами. Кроме чисто коммерческого расчёта (продать своё изделие), в этом парадоксальном на первый взгляд шаге был заключён и огромный практический смысл - спасти автоматику камеры от губительного воздействия чужой вспышки.

Как показывает статистика ремонтных служб, в роковом несовпадении вспышки и камеры заключена главная причина серьёзных поломок и того и другого, причём стоимость ремонта в этих случаях составляет заметную долю цены нового аппарата. Ведь, как правило, приходится заменять всю недешёвую электронику.

Суть дела достаточно проста. Современные фотокамеры рассчитаны на внешние управляющие напряжения (в том числе и для генерации синхронизирующего импульса) порядка единиц вольт, обычно от 3 до 5 В. Именно такие значения поддерживаются на синхроконтактах "родных" вспышек, а также на вспышках, производители которых специально согласуют модель с той или иной камерой (системой камер).

К примеру, компания Melz выпускает сменные адаптеры SCA серий 300 и 3000, предназначенные для установки полупрофессиональных и профессиональных вспышек Mecablitz на камеры всех ведущих фирм. Естественно, что наряду с другими согласованиями камеры и вспышки (вплоть до реализации всех автоматических режимов, заложенных в камере при работе с её "родными" вспышками) здесь гарантируется и нужное напряжение на контактах. Это справедливо и для менее универсальных вспышек, которые не имеют сменных адаптеров, но предназначены и согласованы с определёнными сериями камер, например Canon EOS, Minolta Dynax и т.п.

Такие вспышки есть и у Metz, и у других независимых производителей - Unomat, SunPack, Vivitar и др. Главным признаком согласования (указываемого, как правило, на самой вспышке) являются дополнительные контакты в колодке вспышки, совпадающие по количеству и расположению с контактами в "горячем башмаке" камеры. Они меньше или равны по диаметру основному центральному синхроконтакту, и чем их больше, тем выше степень согласования.

Расположение этих контактов для каждого типа камер различно, но само их наличие несёт новую опасность! Поставив вспышку с такими дополнительными контактами на "неподобающую" камеру, электронную схему можно сжечь при "правильном" напряжении поджига за счёт недопустимого закорачивания этих вспомогательных контактов.

Беда поджидает вас и ещё в одном варианте: многоконтактная вспышка ставится на простейшую камеру с одним центральным контактом, но проводящей платой вокруг него. Планки-кронштейны для выносного крепления вспышек и старые механические Зениты - пример такого варианта. Проводящая поверхность закорачивает дополнительные контакты вспышки, автоматика которой может выйти из строя. Камера останется цела, но в этом примере сложная согласованная вспышка будет стоить много дороже простой камеры.

Рынок электронных блицев не исчерпывается высокосогласованными вспышками. На прилавках вы найдёте множество простых неавтоматических или минимально автоматических моделей всего с одним центральным контактом или максимум с одним дополнительным, вводящим в камеру сигнал о готовности вспышки. Обычно при этом загорается светодиод в окуляре видоискателя. И вот в этих вспышках, мощность (ведущее число) которых делается обычно небольшой, где-то у нижней границы диапазона, гнездится чудище повышенного напряжения.

У таких моделей на синхроконтактах вольтметр покажет сотню-другую вольт, обычно 100-240 В. Это как раз в 10 раз выше того, на что рассчитана классная современная камера. Ещё удивительно, что в таком случае она иногда выдерживает подобное издевательство - электролампочка, к примеру, сгорела бы наверняка. Почему же существуют подобные вспышки? Да потому, что по логике вещей умный хозяин не будет ставить дешёвый блиц на дорогой аппарат, а воспользуется блицем хорошим. Для дешёвых же вспышек до сих пор существуют дешёвые камеры, не напичканные изысканной электроникой и вполне выдерживающие на простейших контактах своего затвора эти несчастные десятки вольт. Вспомним механические камеры Yashica, Soligor, Praktica, не говоря уже о пресловутых Зенитах. Там и гореть нечему, и сложная вспышка с ними совершенно не нужна, а малюсенький блиц, который нетрудно всегда носить в кармане или кофре, спасёт вашу съёмку в ситуации, которая без него при имеющемся освещении была бы безвыходной.

Увы, этим не оканчиваются страшилки, которые мы рассказываем читателю. Есть ещё одна группа вспышек, довольно большая и многими очень любимая, которая является настоящей "плахой" для всех аппаратов, не приобретённых в лавке древностей. И, как каждая плаха, она в принципе не имеет права на существование, знает это, но всё-таки существует. Это блицы отечественные, как старые советские, так и новые российские. Не будем напоминать об динозавровой отсталости их дизайна, об отсутствии среди них хотя бы простейших тири-сторных моделей, о примитивности их автоматики, даже если вам удаётся её отыскать.

В мире вспышек "наше" и "ихнее", как ни грустно это звучит для патриотического уха, сравнить просто невозможно. Это два непересекающихся мира, разделённые пропастью чуть не в полстолетия. И чтобы эту пропасть потребитель ощущал не только морально, но и в полном смысле осязаемо, создатели позаботились, чтобы у некоторых моделей напряжение на синхроконтактах составляло уже не десятки, а сотни (!) вольт, более точно - соответствовало полному напряжению питающего конденсатора, то есть 300-400 В.

Это тот случай, когда не только микросхема, но и ваши пальцы почувствуют всю мощь заключённого в блице электричества, если, не дай Бог, вы схватитесь за неизолированные части вспышки. Такое напряжение губительно, пожалуй, для любой камеры, кроме тех Зенитов и Киевов, в которых оно проскакивает через лужёные медные контакты, впрочем, обжигая со временем даже их. И поэтому, если вам захочется зверски расправиться с надоевшей импортной фавориткой, нет ничего надёжнее и проще, чем щёлкнуть пару раз её затвором со всунутым в синхроконтакт кабелем от найденного на антресолях ФИЛа или Луча.

Чтобы не быть голословным, мы приводим таблицу с указанием реально промеренных напряжений на синхроконтактах некоторых вспышек. Возможно, эти цифры окажутся полезными, но подобные замеры для своих моделей вы можете провести и сами, воспользовавшись достаточно точными вольтметром постоянного тока и определив напряжение между центральным контактом и массой вспышки, либо на её корпусе, либо на выходе синхрокабеля, когда вспышка включена и полностью заряжена.

Опасность от несоответствия управляющих напряжений сохраняется, естественно, не только когда вспышка установлена на камере, но и когда они соединены любого вида синхро-кабелями, удлинителями, переходниками или разветвителя-ми, объединившись таким образом в единую электрическую цепь. И опасность эта тем больше, чем больше отдельных вспышек в этой цепи задействовано. Поэтому, экспериментируя со сложными "студийными" схемами освещения, подумайте, не загубят ли три-четыре включённых в разветвитель даже приличных по отдельности вспышки слишком нежный блок синхронизации в затворе вашего аппарата.

Избавиться от этой напасти сейчас очень просто. Откажитесь от всех кабельных соединений и включайте дополнительные вспышки через индивидуальные светосинхронизаторы, их в продаже полным-полно. Исключение прямой электрической связи исключит и опасность "погорания", а уж если что и погорит (это маловероятно даже с нашими вспышками), то это будет светосинхронизатор, а не камера.
 

А теперь краткое резюме; и да поможет оно вам сохранить прекрасную аппаратуру, не отказываясь от прелестей и очевидных удобств вспышечной фотографии.
 

Реклама:
Hosted by uCoz