Борис БАКСТ

© Журнал ФОТОМАГАЗИН №11(42) `99

Сам себе эксперт



Если вы уже прошли стадию общения с "мыльницами" и считаете себя достаточно искушенным в "светописи", у вас неизбежно возникает желание приобрести более совершенную камеру, которая позволила бы реализовать ваши творческие запросы. Как правило, "мыльницы" эти возможности ограничивают или просто исключают.

Прежде всего, чётко определитесь, что вы хотите иметь. Необходим ли вам склад потребительских "примочек" или нужен простой, но надёжный инструмент?

Определяющую роль могут сыграть ваши пристрастия. Если вы любитель съёмки динамичных сюжетов (спорт, репортаж и др.), вам необходима автофокусная камера. Для статичных сюжетов (портрет, пейзаж, натюрморт, любая постановочная съёмка) автофокус вовсе не обязателен.

Теперь несколько слов о достаточно дорогостоящих функциях многозонной и точечной экспонометрии, которыми оснащаются большинство высококлассных камер. Субъективно эти способы измерения экспозиции являются очень точными, но дело в том, что в самой основе их лежит косвенный метод регистрации освещенности (ни одна из существующих камер не умеет измерять падающий свет). То есть это метод, в котором изначально заложена ощутимая метрологическая ошибка, не поддающаяся учету,

Поэтому любителям неторопливой, статичной съёмки стоит задуматься, нужна ли им камера со столь дорогим и сложным экспонометрическим оснащением. Гораздо разумнее на сэкономленные деньги купить отдельный экспонометр, способный регистрировать освещённость, минуя косвенные измерения. Безусловно, это не исключает наличия в вашей камере центрально-взвешенного замера экспозиции.

Основа любой хорошей камеры - качественный объектив и надёжная конструкция корпуса. Всё многообразие потребительских функций, таких, как автофокус, многорежимная и многозонная экспонометрия, механизация прямой и обратной перемотки пленки и многое другое, является уже приложением (отнюдь не бесплатным) к этому корпусу камеры. Надёжность же всей системы убывает пропорционально количеству "наворотов".

Если вы уже в достаточной мере определились в необходимости тех или иных функций, которыми должна обладать ваша камера, может возникнуть альтернатива - купить новую камеру или за те же деньги еще более совершенную, но уже побывавшую в работе. И та и другая потребуют существенного помещения денег.

Современные высокие технологии производства фотоаппаратуры с достаточно высокой степенью достоверности гарантируют работоспособность производимой техники. Однако неудачи неизбежны. Под новой блестящей оболочкой могут таиться дефекты. Особенно это касается камер, бывших в употреблении.

Тест, приведённый ниже, адресован тем, кто решился обратиться к рынку second hand. Покупать на комиссионном прилавке насыщенную электроникой камеру - дело очень рискованное. В случае неудач вас ждёт масса разочарований. Сервисные центры вам наверняка не помогут. Достать микропроцессорные чипы, изготовленные специально, скажем, для Никона или Кэнона, особенно прошлых лет выпуска, ни на каком Митинском рынке вы не сможете. Поэтому разумнее выбрать хорошую механическую камеру (кстати, гораздо более адаптированную к нашим отнюдь не тепличным условиям), каковые встречаются еще достаточно часто и порой в очень хорошем состоянии.

Как обезопасить себя, чтобы уйти из магазина с удачной покупкой? Скромное тестирование, о котором пойдет речь, пожалуй, единственное средство, которое поможет сохранить ваши деньги, время и нервы. Следуйте проверочному перечню-тесту, приведённому ниже, внимательно и неторопливо. Это гарантирует вас от плохой покупки. Конечно, исчерпывающим экзаменом для камеры может стать только полностью отснятый ролик плёнки. Тем не менее, найдите время проверить камеру перед покупкой и не делайте поспешных шагов при её тестировании.

1. Приобретение сведений о конкретной модели перед её покупкой

По собранным проспектам, каталогам и журналам тщательно изучите характеристики модели, её особенности и методы использования. Тогда ваша уверенность и осведомлённость существенно помогут вам у прилавка. Кроме того, выявление дефектов камеры очень зависит от ваших познаний именно об этой модели. Чем больше вы о ней знаете, тем лучше.

2. Внешний вид

Внимательно рассмотрите внешний вид камеры. Это особенно важно для бывших в употреблении фотоаппаратов, тем более таких, которые внешне находятся в очень хорошем состоянии. Какие-либо следы царапин, потертости, отслоения покрытий или вкрапления пыли определённо выдадут историй обращения с камерой. Не стесняйтесь взять с собой лупу. Рваные шлицы крепёжных винтов расскажут вам, что механизмы неоднократно разбирались или в "тело" камеры или объектива проникал не совсем трезвый дилетант. Следует особенно внимательно проверить взаимодействие механических узлов. Например, если задняя крышка плохо прилегает к корпусу или плохо запирается, возникнет проблема с проникновением света в камеру или с невозможностью выровнять плоскость плёнки в кадровом окне. Закрыв заднюю крышку и слегка толкая её пальцем или потряхивая камеру, понаблюдайте за поведением крышки. Лучше выбрать ту камеру, которая имеет несколько незначительных дефектов, нежели один серьёзный.

3. Осмотрите не только внешние части, но и внутренние

Слегка нажимайте и ощупывайте доступные детали и смотрите, нет ли чрезмерных люфтов. Жёсткая работа механики необходима для правильного её функционирования, большие люфты опасны. Если вы обнаружите болтающиеся винты или рычаги, особенно на новой камере, это явное свидетельство некачественной сборки или плохого контроля.

4. Выявление дефектов методом потряхивания.

Крепко удерживая камеру, энергично потрясите её. Надо помнить, что у определённых моделей при этом способе могут возникать совершенно нормальные щёлкающие ''систематические" шумы, в то время как для других моделей это будет означать наличие свободно болтающихся деталей или чрезмерных механических люфтов. Сделайте такую же проверку на тряску отдельно для объектива. Низкий уровень функционального" шума - нормальный признак хорошего многолинзового объектива и его механизма диафрагмы. Переведите переключатель диафрагмы в положение "manual" (ручной установки) и повторите проверку на тряску при всех значениях диафрагмы. Шум должен быть несущественно малым. Если не так - объектив не в порядке. Небольшая степень бряцания во многих случаях говорит о том, что плохо закреплены и болтаются стеклянные элементы. Эти дефекты бывают, как правило, в исключительных случаях. Рассматривая объектив на просвет, проверьте симметрию многоугольника апертуры при всех значениях диафрагмы. Заметный на глаз перекос этого многоугольника - явный признак дефектности объектива. Обратите внимание на байонет. Он должен быть не изношенным, не иметь значительных царапин, задиров и следов ударов. Тщательно осмотрите переднюю и заднюю линзы объектива.

Основной же проверкой оптики является всё-таки отснятый кадр

5. Проверка видоискателя

Сперва сфокусируйте объектив на бесконечность. Внимательно рассмотрите изображение отдалённого предмета через видоискатель. Расщеплённое изображение в микропризме или клиновом устройстве наводки свидетельствует о неточной фокусировке. Иногда видоискатели не дают индикации бесконечности, несмотря на то, что лимб объектива установлен на индекс "бесконечность". Это противоречие особенно присуще раздробленным изображениям в видоискателе и не всегда является дефектом. Если есть такая возможность, сравните вашу камеру со схожими моделями. Если расхождения незначительны, можно с уверенностью констатировать, что камера исправна. Однако степень и направление расхождений должны быть схожими с теми камерами, которые вы сравниваете.

Если в поле экрана видоискателя имеются окна индикации диафрагм и выдержек, проверьте соответствие цифр, появляющихся в этих окнах, величинам, устанавливаемым на лимбах этих устройств.

В поле зрения видоискателя также должны находиться индикаторы экспонометра. Это могут быть стрелочный индикатор, светодиодная группа или жидкокристаллический дисплей. Особое внимание обратите на стрелочный индикатор. Если питание камер отключено, стрелка должна находиться строго на нуле.

6. Встроенная экспонометрия

Это наиболее трудный для проверки узел. Конечно, лучше всего прихватить хороший экспонометр и сравнить его показания с тем, что измеряет камера. Если такового нет, то систему обязательно надо проверить хотя бы на функционирование. Рассмотрим тестирование на примере стрелочного индикатора экспозиции в окне видоискателя.

Включите питание. Если имеется режим его контроля, то при свежих батареях стрелка обязательно должна находиться в отведённом для контроля секторе,

Максимально откройте диафрагму. Соответствующей установкой головки выдержек позвольте стрелке подойти к упору в позиции избытка света. Затем медленно прикройте объектив ладонью. Стрелка должна двигаться плавно к противоположному краю шкалы. Теперь медленно уберите руку от объектива. Стрелка должна возвратиться в исходную позицию также мягко, без залипаний. Если эта операция прошла успешно, проделайте следующее. Лимбом диафрагм или выдержек совместите стрелку с отметкой правильной экспозиции. Прикройте объектив ладонью и подождите, пока стрелка займет крайнее положение. Затем быстро удалите руку от объектива. Стрелка должна вернуться в исходное положение быстро и без больших колебаний.

В заключение, удерживая камеру горизонтально, направьте её на равномерно освещённую стену и замерьте экспозицию. Затем придайте камере вертикальное положение и повторите операцию. Если разночтение между показаниями составит более одной ступени диафрагмы, откажитесь от камеры.

7. Откройте заднюю крышку камеры

Проверьте, чтобы защёлка крышки и её блокировка, если таковая имеется, работали надёжно и без заеданий. Попробуйте повращать рулетку обратной перемотки пленки по и против часовой стрелки. Она должна двигаться с лёгким трением. Слишком тугое вращение может вызвать проблемы продвижения плёнки.

Теперь обратите внимание на приёмную катушку. Взводя рычаг затвора, слегка нажимайте большим пальцем на зубчатое колесо приёмной катушки. Вы должны почувствовать ее уверенное вращение в сторону продвижения пленки.

Если в камере есть устройство мультиэкспонирования. при его включении при взводе рычага затвора на зубчатом колесе приёмной катушки вы не почувствуете никаких усилий, Катушка должна стоять на месте.

Теперь включите кнопку (или другое устройство) разрешения обратной перемотки плёнки. Вы должны почувствовать, что теперь зубчатое колесо удаётся свободно вращать в обе стороны.

Внимательно осмотрите ламели или шторки затвора. Царапины, морщины или любые другие повреждения на них недопустимы. Взведите затвор. Осмотрите вторую шторку с тем же пристрастием.

Обратите внимание на прижимной столик. Его основательная потёртость - свидетельство явного пенсионного возраста камеры (Впрочем, чтобы скрыть факт отработки камерой своего ресурса, прежнему владельцу не составляет особого труда заменить эту деталь на новую.) Во всяком случае, прижимной столик не должен иметь заметных повреждений, Проверьте параллельность его плоскости и плоскости задней крышки. Попробуйте пальцем упругость его амортизации.

Теперь внимательно изучите металлические направляющие плёнки вдоль кадрового окна. Потёртость или другие видимые физические дефекты на них также крайне нежелательны, Захватите с собой кассету с рулоном плёнки. Зарядите ею камеру. Рычагом взвода загрузите плёнку на приёмную катушку до последнего кадра и перемотайте назад. Откройте рулон и внимательно изучите плёнку на предмет появления на эмульсии всякого рода царапин и затираний. После этой операции не забудьте осмотреть и внутренность камеры. Наличие там порошкообразной пыли от эмульсии свидетельствует о каких-то затираниях внутри механизмов транспортировки плёнки.

Одновременно с этой операцией можно проверить работу счётчика кадров. Каждый взвод затвора - строгое продвижение по счётчику на один кадр. После отпирания задней крышки счётчик должен обнуляться.

Точность отработки выдержек в наших экспресс-условиях проверить нельзя, но убедиться в работоспособности затвора необходимо. Если у вас есть достаточный фотоопыт, оцените работу затвора на слух. Начните с малых скоростей (чаще это 1 с) и с каждым взводом затвора переключайте выдержку на одну ступень в сторону больших скоростей. Внимательно слушайте звук работы затвора. Он должен быть ровным, мягким. Скорее всего, на выдержках выше 1/60 с особых различий вы не заметите. Но ограничьтесь хотя бы такой проверкой.

Когда вы закончите тестирование перемотки плёнки, вновь откройте камеру и снимите объектив.

Теперь будем наблюдать за движением шторок. В этой процедуре начнём с самых высоких скоростей затвора. Направьте камеру на освещённую стену и смотрите со стороны кадрового окна за поведением шторок во время спуска затвора. Следите внимательно за левой и правой сторонами кадрового окна (в случае шторных затворов) или за нижней и верхней (в случае ламельных). Характерный индикатор неисправностей механизмов затворов - появление в этих областях тёмных полос.

Примечание: не пользуйтесь для этой проверки люминесцентными источниками света. Вы всегда будете наблюдать тёмную полосу и не сможете дать объективной оценки.

8. Синхронизация срабатывания механизма зеркала с моментами срабатывания затвора и диафрагмы

Перед установкой объектива на камеру поставьте выдержку 1/60 с и рассмотрите верхнюю часть кадрового окна во время его срабатывания. Если вы видите чистый верхний край — камера в порядке. Если вместо этого вы наблюдаете неопределённую тёмную полосу, повторяющую форму нижней части зеркального блока, значит, зеркало неправильно синхронизировано с моментом срабатывания затвора. Откажитесь от такой камеры.

После установки объектива проверьте синхронизацию моментов срабатывания зеркала и диафрагмы. Установите минимальное значение апертуры и при открытом кадровом окне (выдержка В) постарайтесь визуально запомнить величину этого отверстия. Затем скорость затвора вновь установите равной 1/60 с. Многократно рассмотрите величину апертуры через шторки срабатывающего затвора. Если механическая синхронизация диафрагмы отсутствует, вы будете наблюдать более широкую апертуру, чем ту, которую вы наблюдали на В.

9. Синхронизация вспышки

Воспользуемся для этого самой примитивной методикой. Подключите вспышку к синхро контакту камеры. Если имеется синхрокабель, поместите вспышку перед камерой, с которой снят объектив (если камера оснащена только ''горячим башмаком", установите вспышку на камеру и направьте её на однородную, желательно светлую поверхность). Выдержка при этом должна быть не короче номинальной для синхронизации данной модели со вспышками. Наблюдая через шторки срабатывающего затвора за освещением кадрового окна, вы должны видеть яркую, однородную вспышку по всей его площади.

10. Проверка функционирования прочих устройств

Если камера имеет съёмную пентапризму, отстыкуйте её, внимательно осмотрите все оптические и механические элементы, проверьте надёжность защёлок крепления к камере. Снимите фокусировочный экран и убедитесь в его целостности.

Проверка автоспуска достаточно проста и понятна, останавливаться на ней не будем. Обязательно следует проверить функционирование репетира диафрагмы на всех значениях апертуры.

Если в комплекте с камерой имеется вайндер или моторный привод, необходимо проверить функционирование всей системы. Пристыкуйте одно устройство к камере. Зарядите камеру плёнкой. "Отстреляйте" все кадры, пробуя режимы серийной и покадровой протяжки. Попробуйте эти режимы в горизонтальном и вертикальном положениях камеры. Не забудьте и о режиме обратной перемотки плёнки. Теперь извлеките батареи из моторного отсека. Если они на ощупь горячие - вайндер или привод наверняка неисправны, хотя незначительный нагрев может считаться нормой,

Приведённый тест на первый взгляд кажется достаточно громоздким, но необходимость его очевидна. Не поскупитесь на потраченное время и некоторые средства (ваша собственная пленка и батареи) - покупка, сделанная в спешке, может принести вам впоследствии массу неприятностей и лишних расходов.

Удачного Вам приобретения и творческих успехов.


В начало
Назад
Реклама:
Hosted by uCoz